Возбужденное в Армении уголовное дело против бывшего директора ООО «ЮКОС МНГ Инвестмент», армянской дочерней нефтяной компании «ЮКОС Ойл» известного российского предпринимателя Михаила Ходорковского, прекращено.
Газета Hetq.am опубликовала 15 августа статью, в которой изложены подробности судебного дела, вследствие которого «Роснефть» отказалась от активов армянской «дочки» ЮКОСа. При этом издание указывает на то, что по странному совпадению имевшие отношение к делу ЮКОСа лица в Армении получают новые должности. Так, адвокат Григор Бекмезян, защищавший в армянском суде интересы ЮКОСа, назначен членом Высшего судебного совета, а председателем ВСС избран Рубен Вардазарян, принявший решение рассекретить электронную переписку другого адвоката по делу ЮКОСа Карена Петросяна, что удостоилось жесткой критики со стороны Адвокатской палаты.
Статью представляем полностью.
«Роснефть» отказалась от активов армянской «дочки» ЮКОСа
Напомним, что российская ЮКОС посредством своих дочерних компаний вывезла из РФ миллиарды долларов, в связи с чем в судах различных стран мира и международных судебных инстанциях шли судебные процессы по возбужденным уголовным делам. Судебные процессы по некоторым уголовным делам проходили и в Армении. В некоторых международных судах судебные процессы продолжаются до сих пор.
Однако стороны урегулировали спор по поводу армянской «дочки» ООО «ЮКОС СНГ Инвестмент», заключив мировое соглашение, и «Роснефть» согласилась отказаться от активов ООО «ЮКОС СНГ Инвестмент». Эти активы находились в различных странах – Нидерландах, на Британских Виргинских островах, США. Их стоимость, по различным оценкам, достигала 4 млрд долларов. В возбужденном в Армении уголовном деле речь шла о 8 млн и 11,5 млн долларов.
Как было закрыто уголовное дело в Армении
Активы головной компании ЮКОСа в результате процедуры банкротства отошли «Роснефти», которая пыталась взять под контроль и дочерние компании ЮКОСа. Одной из таких компаний является зарегистрированное в Армении в 2002 г. ООО «ЮКОС СНГ Инвестмент». 20 марта 2009 г. было возбуждено уголовное дело по факту использования директором ООО «ЮКОС СНГ инвестмент» Арменом Микаеляном должностных полномочий в ущерб интересам компании.
Микаелян отказался передать документы армянской компании.
Руководители «Роснефти» представили в правоохранительные органы РА сообщение о том, что Армен Микаелян отказался передать им как новым собственникам печать и бухгалтерские документы компании и уехал в США.
Армянское ООО «ЮКОС СНГ Инвестмент» не занималось какой-либо деятельностью, однако следственному органу удалось ознакомиться со сведениями, содержащими, как считалось, коммерческую тайну (в том числе с банковскими переводами) и проверить их законность. Капитал в размере 1 млн долларов до перехода в распоряжение «Роснефти» уже был обнулен.
Деньги были переведены компании «Гранд Торнтон Амио», ЗАО «Америабанк», ЗАО «Энергосетьстрой» (компания отца Армена Микаеляна). Кроме того, 250.000 долларов поступили на счет организации «Merelsky Global Law Group PC» в Сан-Фрнанциско и 14.000 долларов – на счет компании «Bexter LTD!» в Нью-Йорке.
В ООО «ЮКОС СНГ Инвестмент» были проведены налоговые проверки, однако выявить нарушения не удалось.
Армен Микаелян был объявлен в розыск. Начавшееся в 2009 г. расследование уголовного дела несколько раз прекращалось и вновь возобновлялось. С 2012-го по 2016 гг. дело было прекращено. В конце концов, после заключения мирового соглашения между “Роснефтью” и ЮКОСом адвокат Армена Микаеляна обратился в следственный орган с ходатайством о прекращении уголовного дела на основании заключения мировой и истечения срока давности. Однако к тому времени срок давности еще не истек, поэтому следователь отказался закрыть уголовное дело.
В октябре 2018 г. адвокат Микаеляна вновь обратился с тем же ходатайством, которое на этот раз было удовлетворено: 27 ноября 2018 г. следователь по особо важным делам К.Нерсисян принял решение закрыть уголовное дело и отменить объявление в розыск Армена Микаеляна. До этого Микаелян не мог приехать в Армению. Летом этого года он вернулся на родину.
Чьи имена назывались в голландских судах, и кто оказывал воздействие на принятие судебных актов.
Заключение мировой между ЮКОСом и «Роснефтью» не было случайным: в голландских судах обе компании предъявили друг другу различные документы. Обе имели компромат друг на друга, и в этих условиях мировое соглашение, по всей видимости, было наилучшим решением особенно для «Роснефти».
В распоряжении представителей ЮКОСа оказалась переписка между представителями «Роснефти» и армянскими должностными лицами, содержавшая, в частности, вариант решения о возвращении кассационной жалобы по делу ЮКОСа в Армении, разумеется, в пользу «Роснефти», что защитники ЮКОСа предъявили в качестве аргумента в пользу прямого воздействия российской стороны на армянскую судебную систему.
Кроме того, произошла утечка информации из электронной переписки Никиты Толстикова, сменившего Армена Микаеляна на посту директора ООО «ЮКОС СНГ Инвестмент», а также из писем членов международной и правовой команды «Роснефти».
Из рассекреченной переписки следовало, что армянские представители «Роснефти» встречались по данному делу с Геворком Костаняном, который в 2008-2011 гг. был помощником президента Армении, а с 2004 г. являлся также полномочным представителем правительства РА в Европейском суде по правам человека.
В секретном письме упоминалось также имя занимавшего в то время должность начальника управления по защите государственных интересов Генпрокуратуры РА, ныне старшего прокурора Армена Никогосяна.
Переписка велась через бывшего председателя Апелляционного гражданского суда Эдуарда Мурадяна, который тогда уже ушел в отставку и возглавлял основанную им юридическую компанию «Пруденс».
Из этой переписки становится ясно, что Эдуард Мурадян давал указания прокурору Никогосяну, а отправляемые своему коллеге письма он требовал немедленно удалять.
Кроме того, Никогосян получал на электронный адрес [email protected] указания из Москвы. В секретной переписке Никогосян объяснял, что противоречит интересам «Роснефти», что выгодно компании и каким требованиям должно соответствовать решение суда. Кроме того, адвокаты ЮКОСа представили в суде письма, из которых следовало, что «Роснефть» пыталась воздействовать на это дело через государственную систему РФ и российских должностных лиц. То есть конфликт между ЮКОСом и «Роснефтью» обсуждался на встречах государственных должностных лиц Армении и РФ, и на государственном же уровне пытались обеспечить положительный для «Роснефти» исход дела.
В суде были представлены свидетельства судьи по данному делу Сурика Хачатряна, который подробно рассказал о том, как председатель Кассационного суда Арман Мкртумян через уже бывшего председателя суда Арабкирского округа Еревана Мгера Хачатряна оказывал на него давление. Кстати, Мгер Хачатрян – отец нынешнего начальника Специальной следственной службы Сасуна Хачатряна.
Воздействие оказывал также судья Мамикон Дрмеян, который в то время был судьей Палаты по гражданским и административным делам Кассационного суда РА, а в 2015 г. по решению Общего собрания судей был избран также председателем комиссии по оценке судей Общего собрания судей РА.
Как бы представители «Роснефти» ни подвергали сомнению показания Сурика Хачатряна, рассекреченная переписка свидетельствовала об обратном. Было также подтверждено, что ушедший в отставку судья по данному делу, который получил убежище в США, решение по делу ЮКОСа принял под сильным давлением.
Переписка помогла команде защитников ЮКОСа показать в суде, что в Армении суды принимали решения под внешним прессингом, поэтому данный акт нельзя считать объективным. А в случае доказательства субъективности судебного акта ЮКОС механически получал контроль за активами армянской «дочки» и взаимосвязанных с ней компаний, которые, по оценке суда, составляли около 847 млн долларов.
По странному совпадению имевшие отношение к делу ЮКОСа лица получают новые должности. Адвокат Григор Бекмезян, защищавший в армянском суде интересы ЮКОСа, назначен членом Высшего судебного совета. Председателем ВСС избран Рубен Вардазарян, принявший решение рассекретить электронную переписку другого адвоката по делу ЮКОСа Карена Петросяна, что удостоилось жесткой критики со стороны Адвокатской палаты.