Для Армении ключевым вопросом ее энергетической безопасности является сохранение ядерной энергетики, которая обеспечивает до 40 % наших потребностей в электричестве, причем по низким (по сравнению с ГЭС и ТЭЦ) ценам. По словам эксперта клуба "Глас народа", лидера партии "Во имя социальной справедливости" Армана Гукасяна, атомная энергетика дает нам стабильный источник электроэнергии, что крайне важно и для устойчивой работы нашего промышленного сектора, и в контексте нашего сложного геополитического окружения.
В атомной сфере существенным вызовом для Армении является позиция западных стран, которые якобы обеспокоены безопасностью региона из-за возможных повреждений ядерной станции вследствие землетрясения и т.д.
"Много лет послы и чиновники из США и Евросоюза выступают с заявлениями о необходимости закрыть Мецаморскую АЭС. В последний раз это было сделано в совместном докладе Еврокомиссии и Дипслужбы Евросоюза от 20 мая 2019 г., где говорится о необходимости скорейшего закрытия АЭС и упоминается "обязательство" Армении назвать точную дату этого до следующего заседания Совета партнерства ЕС-Армения, т.е. до июня текущего года",- сказал он.
Эксперт напомнил, что после того, как был опубликован текст Соглашения о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между Арменией и ЕС, стало ясно, что Запад продолжает свои попытки оказать давление на армянские власти по данному вопросу, стремясь за счет интересов Еревана реализовать свои внешнеполитические и внешнеэкономические задачи. Это, указал он, наглядным образом отражается в одном из пунктов документа, который говорит о том, что страна должна постепенно перейти на альтернативные источники энергии и закрыть Мецаморскую АЭС.
"Доказательством тому, что для ЕС и США приоритетны все-таки собственные интересы (и не столько развитие армянской энергетики), является то, что в 2006 году при правительстве Андраника Маргаряна был объявлен конкурс на строительство атомной электростанции, в котором могли принять участие компании из любой страны. Однако никто из западных инвесторов за это не взялся. Если бы Россия не выделила кредит на продление эксплуатации Мецаморской АЭС, то она прекратила бы работу в 2016 году, и наша страна столкнулась бы со серьезными сбоями в энергосистеме – по аналогии с теми, что были в Армении в «темные» 1990-е гг. К тому же, необходимо помнить, что МАГАТЭ неоднократно заявляло, что Армянская АЭС соответствует всем стандартам безопасности и находится в исправном состоянии. В частности, об этом говорил в 2015 году председатель Совета по безопасности атомной энергетики при президенте Армении, член Консультационного совета МАГАТЭ Адольф Биркхофер (Германия) на брифинге по итогам 14-го заседания совета в Ереване",- подчеркнул эксперт.
Он с сожалением отметил, что как и в сфере военно-технического сотрудничества, США и ЕС используют аргументы о безопасности преимущественно для вытеснения России из Армении как сильного конкурента на мировых рынках в сфере ядерной энергетики. Западные политики напрямую лоббируют интересы американских, канадских, французских компаний на рынке Армении.
"Россия с коммерческой точки зрения сильна тем, что ее энергоконцерн «Росатом» обладает ядерными технологиями полного цикла (вплоть до вывоза и утилизации отработанного ядерного топлива), может, как и западные конкуренты, предложить по конкурентным ценам энергостанции как большой, так и малой мощности. Российские стратегические инвесторы исторически работают в Армении и гораздо менее привередливы, нежели западные конкуренты, в плане чувствительности к любым перепадам политической или экономической конъюнктуры. В случае же работы с западными компаниями всегда надо быть готовым к тому, что они в любой момент по какой-либо причине могут выйти из проекта или в целом из страны и даже предъявить судебные претензии",- отметил Арман Гукласян.
Кроме этого, российское правительство, заинтересованное в поддержке своего национального экспорта, выделяет при этом как кредитные, так и грантовые средства Армении для модернизации Армянской АЭС. Возможно, на такие ресурсы можно будет рассчитывать и в последующем. В этой связи, заявил Гукасян, нельзя не поддержать высказанную армянскими властями осенью 2018 года идею о продлении функционирования Армянской АЭС до 2040 г. при тесном сотрудничество с "Росатомом".
"Укрепление ядерной энергетики в Армении вовсе не противоречит такому приоритету, как развитие альтернативных источников энергии, в том числе в сфере гидроэнергетики, солнечной энергетики и т.д. Нельзя не приветствовать в этой связи вклад западных государств, компаний и экспертов на этом направлении. Однако здесь есть несколько существенных рисков. Во-первых, эти источники энергии, как правило, менее надежны в плане стабильности и необходимых объемов поставок и требуют высоких государственных субсидий. Во-вторых, Евросоюз делает особый акцент на том, что Армения должна подключиться к электросетям Грузии и стабилизировать свой энергобаланс за счет поставок именно из этой страны. Однако заменять нынешнюю энергетическую самодостаточность в сфере электроэнергетики на зависимость от Грузии (страны, где очень сильны позиции Азербайджана и Турции и где зимой есть свой энергодефицит) представляется довольно рискованной стратегией",- констатировал он.