12 декабря в Страсбурге принята резолюция Европарламента о внешней политике и политике в сфере безопасности. Важность и значимость документа обусловлены в первую очередь тем, что он определяет основные внешнеполитические принципы и ориентиры Евросоюза на предстоящий год. В том числе подход к замороженным конфликтам на постсоветском пространстве. Констатируем главное: Европарламент вновь, в который уже раз обошел гробовым молчанием пресловутую "территориальную целостность" Азербайджана. Об этом пишет газета «Голос Армении».
Подтверждая приверженность структуры принципам суверенности, независимости и территориальной целостности и необходимости решать замороженные конфликты в соответствии с нормами международного права, указывая на увеличение поддержки беженцам и внутренне перемещенным лицам, документ в данном контексте акцентирует внимание исключительно на политике России. В частности, Европарламент заявляет о "попытках дестабилизации ситуации со стороны третьих стран, в частности, России, осуждает незаконную аннексию Крыма и военное вторжение в Восточную Украину" и указывает на "оккупированные территории Грузии - Абхазию и Регион Цхинвали/Южную Осетию". Этим пункт 19 и ограничивается - в резолюции нет ни единого упоминания о нагорно-карабахском конфликте, а тем более в столь желаемом для Баку контексте "оккупированных территорий".
Европейская армянская федерация за справедливость и демократию в связи с этим отмечает, что резолюция, как указано в преамбуле, опирается на нормы международного права, в том числе на Хельсинкский Заключительный акт ОБСЕ. То есть на неприменение силы, территориальную целостность и право народов на самоопределение. "Как обычно, азербайджанская сторона попыталась действовать в свойственном ей стиле лоббинга, однако ей не удалось негативно повлиять и нарушить сбалансированную позицию Европарламента" - говорится в пресс-релизе EAFJD. По словам спикера европейского офиса Ай Дата Арута Шириняна, попытки Азербайджана добиться единого подхода Евросоюза ко всем конфликтам в странах Восточного партнерства с точки зрения территориальной целостности, а также предложенные лоббистами Баку соответствующие изменения и дополнения потерпели крах. Отмечается также роль в этом процессе Европейской армянской федерации.
Между тем в Баку изо всех сил пытаются скрыть неудачу своих лоббистов, утверждая, что документ, дескать, "полностью отвечает интересам Азербайджана". Надо полагать, что отказ применить принцип терцелостности в отношении Азербайджана, как и отсутствие пункта об "оккупированных территориях" этой страны, уже не служат главным критерием при оценке того или иного документа. Возможен и другой вариант: в Азербайджане смирились с потерей Арцаха, взамен надеясь получить финансовую помощь в разрешении проблем беженцев, как радостно пишут в Баку.
Это тем более вероятно, что проблемы Баку во взаимоотношениях с ЕС начались уже давно, причем, судя в том числе по признаниям высокопоставленных азербайджанских чиновников, камнем преткновения является вопрос Арцаха. Из-за отказа Евросоюза признать территориальную целостность Азербайджана вот уже более 5 лет не удается подписать Ассоциативное соглашение с ЕС - об этом не раз начиная с 2014 года заявлял замглавы администрации Алиева, ныне премьер-министр Новруз Мамедов. Который, кстати, постоянно сетует именно на то, что нашло место и в нынешней резолюции: "лидеры держав говорят о территориальной целостности Украины, а про Азербайджан – ни слова". Заголовки в стиле "Евросоюз" выбирает Азербайджан без Карабаха" все чаще появляются в бакинских СМИ, а недавний скандал с саммитом Восточного партнерства в Тбилиси, куда представителей руководства Азербайджана пригласили только после настойчивых просьб из Баку, стал еще одним доказательством сложных отношений Алиева с Брюсселем.
Возвращаясь к принятой 12 декабря резолюции Европарламента, подчеркнем еще раз, что это ключевой документ, регулирующий и определяющий основные направления и принципы внешней политики ЕС. Исходя из этого, можно ожидать, что позиция структуры в отношении Арцаха будет достаточно гибкой и не привязанной к принципу терцелостности. Разница политики Евросоюза в отношении замороженных конфликтов на постсоветской территории вновь подтверждена, пусть даже в контексте Грузии и Украины она определяется главным образом разногласиями с Россией. Подчеркнем при этом, что речь идет об одном из сопредседателей Минской группы ОБСЕ, что придает подобному подходу особое значение. Сумеет ли армянская дипломатия сполна воспользоваться этим фактом?».