Как складываются отношения Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с Европейским союзом? Какую роль в отношениях между ЕАЭС и ЕС может сыграть Армения? Как сказалось на инвестиционной привлекательности Армении членство республики в ЕАЭС? На эти и другие вопросы в кулуарах XI Евразийского экономического форума в итальянской Вероне член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Татьяна Валовая ответила корреспонденту EADaily.
- На каком уровне сейчас отношения между ЕАЭС и ЕС? Несколько спикеров на форуме уже подчеркнули, что для мировой экономики будет очень выгодно наладить сотрудничество между двумя такими крупными интеграционными объединениями.
— Мы тоже считаем, что это будет очень выгодно и, более того, в 2015 году мы — ЕАЭС, направили Евросоюзу официальное предложение начать консультации о том, как нам выстраивать формат взаимоотношений. К сожалению, ответ Евросоюза был очень сдержанным, наши коллеги сказали, что, конечно, в принципе они считают это важным, полезным, но сейчас, исходя из политической ситуации, не готовы.
Нас, честно говоря, это немного удивляет, поскольку мы — союз экономический, ЕАЭС. У нас нет никакого политического измерения и мы предлагаем нашим коллегам экономический диалог. Пока они на это не соглашаются, к сожалению.
У нас есть определенные разовые контакты на техническом, экспертном уровне, но этого, конечно, очень мало. Напротив, у нас очень хорошие отношения между Евразийской экономической комиссией и европейским бизнесом. Мы регулярно встречаемся, мы регулярно оповещаем наших европейских коллег в сфере бизнеса о нашем развитии, выслушиваем их предложения, озабоченности. Вот в Ереване, на «Евразийской неделе» я проводила панель по евразийскому континентальному партнерству, где у нас выступали представители европейского бизнеса, например Франк Шауфф, генеральный директор Ассоциации европейского бизнеса в России. У нас с ними очень хорошие контакты и они тоже со своей стороны выступают за этот диалог. Но, пока, к сожалению, мяч на стороне наших партнеров.
- Это проблемы, связанные с отношениями Запада и Россией. А какую роль в этом диалоге могут сыграть другие страны ЕАЭС? Например, Армения и Белоруссия — участники программы ЕС «Восточное партнерство». У Казахстана тоже хорошие отношения с ЕС.
— Мы нашим европейским коллегам говорим: мы союз экономический, более того, это союз равных — у нас пять государств с абсолютно равными экономическими правами и у других государств хорошие отношения с Европейским союзом. Армения сейчас подписала новое соглашение с ЕС, Казахстан подписал новое соглашение о сотрудничестве и партнерстве. Сейчас там начинается диалог с Киргизией. Существенно улучшаются отношения между ЕС и Белоруссией.
Мы говорим: есть страны, у которых прекрасные отношения с Евросоюзом и они полноправные участники Евразийского союза и это говорит о том, что мы легко можем найти общий контекст взаимоотношений. Посмотрим…
- Армянские власти всегда говорили, что хотят стать своеобразным мостом между ЕАЭС и ЕС, учитывая режим торговых преференций GSP+. Канцлер Германии Ангела Меркель также приводила пример Армении как успешного сотрудничества с ЕС и ЕАЭС. По вашему мнению, насколько Армении удается реализовывать этот потенциал?
- Это абсолютно реально. Более того, я вам скажу, что мы это, как раз, все обсуждали, когда вели переговоры по присоединению Армении к ЕАЭС, я была руководителем этой рабочей группы по присоединению. В качестве таких преимуществ для Армении мы видели, что она, входя в Евразийский экономический союз, может воспользоваться прекрасными отношениями с Евросоюзом, усилить их.
Пока Армения была отдельной национальной экономикой, те же самые европейские инвесторы, в целом заинтересованные в Армении, высоко оценивающие ее бизнес-климат, не готовы были, наверное, по многим причинам вкладывать деньги в силу ограниченного внутреннего рынка. То, что Армения стала частью Евразийского союза, сразу повышает ее инвестиционную привлекательность. Об этом мы тоже говорили на «Евразийской неделе».
Когда я встречаюсь с европейскими коллегами, я же не говорю от лица России или Белоруссии, я говорю от лица всего Евразийского союза, от лица нашей Комиссии. И я призываю: смотрите не только на крупные экономики — Россию, Казахстан или соседнюю Белоруссию, смотрите на Армению и Киргизию, где очень большой потенциал для этого.
И реально, мы уже видим, если немного отвлечься от европейского трека, что Армения становится неким нашим (экономическим) форпостом на Ближнем Востоке. Это соглашение с Ираном, которое мы быстро подписали, это же, по сути дела, результат вхождения Армении в Евразийский союз. Потому что, когда Армения вошла в ЕАЭС, у нас образовалась новая географическая граница, и страны — соседи по Каспию, Россия и Казахстан, получили дополнительные стимулы по развитию отношений с Ираном Поэтому с Ираном мы уже заключили соглашение, я думаю, оно будет выгодно и Союзу и Армении. Безусловно, фактор Армении в Евразийском союзе важен и для нашего европейского трека.
Айк Халатян