Премьер-министр Армении Никол Пашинян прибывает завтра в Москву на переговоры с президентом РФ Владимиром Путиным. Это его третья встреча с российским лидером после бархатной революции. И, очевидно, она может стать определяющей в межгосударственных отношениях по крайней мере на ближайший период. Москва, анонсируя визит армянского премьера, заявила, что надеется на откровенный диалог, пишет Независимая газета.
Российская сторона ожидает серьезного разговора на встрече президента РФ и премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Об этом заявил помощник президента России Юрий Ушаков. «Много вопросов накопилось как с нашей, так и с армянской стороны», – сказал Ушаков, подчеркнув, что Москва надеется на откровенность Еревана.
Между строк можно уловить намек на то, что если армянская сторона намерена говорить об одном, а делать другое, то… лучше не надо. Из недавнего прошлого можно вспомнить, что желание и попытка перехитрить Кремль оказывались неудачной затеей для некоторых стран постсоветского пространства. Возможно, армянский премьер учел чужой опыт.
По мнению директора Института Кавказа Александра Искандаряна, то, что сейчас происходит в российско-армянских отношениях, – попытка их рутинизации, каковая в целом царила при Серже Саргсяне. Пашинян же настроен на повышение их эффективности. «Не думаю, что сейчас можно говорить о резких подвижках, изменениях. Нынешнее положение продлится еще какое-то время. В Москве, видимо, будет обсуждаться политика, которую намерена проводить Армения. А она после транзита власти определяется только сейчас», – сказал «НГ» Искандарян.
По мнению независимого политического обозревателя Давида Петросяна, речь может пойти о линии не конкретно Пашиняна, а той части его команды, занимающей важные посты, которой не только не хватает профессионализма, но которая еще и ориентирована на другие центры политической силы.
По словам эксперта, нет сомнений в том, что Пашинян стремится сохранить внешний курс Армении, но часть окружения подталкивает его к дисбалансу.
Одним из противоречий Пашиняна с этой частью команды может заключаться в отправке армянских военнослужащих в Сирию. «Соответствующая договоренность была достигнута с бывшим руководством Армении. Пашинян не хочет ее нарушать. Речь о командировании связистов, военных медиков, саперов. Прозападная часть премьерской команды против этого, считая, что подобные действия чреваты осложнением отношений с США и в целом с Западом», – считает Давид Петросян.
По мнению директора Института Кавказа, карабахский вопрос на переговорах Путина и Пашиняна, конечно, будет затронут. «Надо понимать, что внешняя политика Армении, карабахская проблема, взаимоотношения с Россией – все это взаимосвязано. И в линии Еревана в целом будет преемственность линии прежних властей. Никол Пашинян является сторонником возвращения представителей Карабаха в прямой переговорный процесс. Он об этом говорил всегда, а после прихода к власти стал говорить чаще», – сказал «НГ» Искандарян.