25.11.2024
Шефчович: Еврокомиссия надеется на продолжение поддержки всех трех стран реализации TAP
prev Предыдущие новости

Экономика Армении до и после революции: оторваться от «рудниковой иглы» не получается

Экономическая активность в Армении в январе-мае 2018 года выросла на 8,6%. Об этом сообщает Национальная статистическая служба Армении. Правда, в основном росло не производство, а услуги и строительство.


Впервые за многие годы оборот строительства растет двузначным числом (на 17,4%). "Основная причина — строительные работы на золотом руднике в Амулсаре", - отмечает замминистра финансов Армен Айрапетян, пишет Спутник. Правда, эффект этот разовый: в этом году завершается подготовка рудника к работе.


Что касается апреля и мая 2018 года, то многие, по причине революционные процессов, ожидали замедления экономической активности за эти месяцы. По официальным данным, в мае с.г. к маю 2017 года экономическая активность повысилась на 5,4%, а только за май 2018 года – на 10,4%.


«Неплохо для революционного месяца», - отмечает экономист Бабкен Тунян. Другие комментаторы советуют повременить с выводами на счет отсутствия спада в экономике из-за турбулентных политических процессов. По их мнению, пока экономика работает по инерции и уровень негативного воздействия политических процессов на экономическую ситуацию можно будет полноценно оценить максимум через год.


Судя по этим покозателям, можно догадаться, почему министр экономического развития и инвестиций Армении Арцвик Минасян настроен оптимистично в отношении экономического роста республики и заявляет о том, что показатель по экономическому росту Армении на текущий год не будет пересмотрен в сторону понижения. «Мы считаем, что процесс идет в сторону улучшения, и это поспособствует не только сохранению показателей, но и их росту», - сказал министр, пишет Арка.


При этом глава ведомства отказался оглашать точные цифры по экономическому росту. Минасян сообщил, что уже есть инвесторы, которые сделали инвестиции в экономику при новом правительстве, но не стал оглашать их имена, лишь отметив сферы. «Инвестиции были сделаны как в промышленность, туризм, так и в сферу высокооплачиваемых услуг», - добавил он, не называя конкретные объемы осуществленных вложений.


Нестабильна ситуация в сфере промышленности. Промышленность, которая в 2017-м выросла на 12,6%, теперь резко замедлилась. И снова "виноваты" рудники: в феврале остановился Техутский медно-молибденовый рудник. После этого статистика промышленности поползла вниз: в январе-феврале - плюс 13,9%, а январе-апреле - уже только 5,2%, теперь - 3,5%.


Неудивительно: почти треть экономики Армении - это рудники и металлургия (но только выплавка металлов, а не производство из них).


При всем том, оборот услуг вырос на 17,5%. Правда, из них 5% пришлись на развлечения (включая казино), 4% — на кредиты и страховые полисы, а 2,2% - на транспорт. Нет равномерного роста по таким услугам, из которых был виден всеобщий рост доходов: гостиницам, общепиту, образованию, недвижимости.


В январе-мае существенно выросли экспорт (на 24% с небольшим) и импорт (на 37%). Разбивки по товарам за январь-май пока нет. Но в январе-апреле основную часть роста составило оборудование, автомобили и химикаты: все, что так или иначе мог закупать Амулсар для подготовки к работе.


Экспорту, снова по данным за январь-апрель, больше всего содействовал экспорт металлических концентратов и металлов (о которых мы говорили выше). Продолжает расти экспорт текстиля в Россию и Европу. Экспорт фруктов и овощей был еще не столь значителен (не сезон). А вот в мае он должен был вырасти.


Таким образом, текстильная промышленность понемногу начинает поддерживать экономику. Есть удачные примеры и в других отраслях. Правда, пока единичные. В массе своей экономические показатели все еще держатся на рудниках и фруктах.