VERELQ представляет обзор прессы дня.
Газета «Иратес» пишет о том, что после внутриполитических перестановок в Армении изменились и внутриблоковые расклады. Согласно источникам издания, если в стране состоятся внеочередные парламентские выборы, то, к примеру, альянс «Елк» (Выход), как таковой, не примет в них участия. Никол Пашинян и его команда, в лице партии «Гражданский договор», примут в них участие самостоятельно. Таким образом Пашинян решил, что не станет объединять вокруг себя других двух лидеров «Елка» – Эдмона Марукяна и Арама Саркисяна вместе с их сторонниками.
Газета «Жоховурд» пишет, что после народной бархатной революции госдолг Армении показывает тенденцию к снижению. Еще 31 марта госдолг Армении составлял 6 млрд 754.5 млн долларов, и этот показатель самый низкий за этот год. Издание напоминает, что по состоянию на 1 января госдолг Армении составлял 6 млрд 774.6 млн долларов. За этот период снизился и долг правительства, причем речь как о внутреннем, так и внешнем долге. Оказывается, Никол Пашинян за первый месяц своего премьерства еще нового госдолга не брал.
Газета «Грапарак» пишет, что у Самвела Алексаняна дела с каждым днем идут все хуже. В беседе с изданием один из сотрудников сети супермаркетов «Ереван сити» отметил, что в результате действий правительства Пашиняна объем торговли довольно сократился – люди меньше заходят в магазин, из-за чего его перевели на полставки, и вместо зарплаты в размере 190 тысяч драмов ему платят 90 тысяч драмов. А после разоблачений Службы национальной безопасности вообще дают 45 тысяч драмов, редко вызывают на работу, мотивируя тем, что работы нет.
Газета «Голос Армении» пишет: «Каждый раз, когда из Баку поступает сенсационная новость, связанная, в частности, с Арцахом или Арменией, кажется, что ничего более идиотского в Баку придумать уже не смогут. Но азербайджанские пропагандисты в сотрудничестве с военными постоянно опровергают скептиков, доказывая, что фантазии нет предела, если она поставлена на службу массовому промыванию мозгов и зомбированию населения. Либо в Баку не осознают, что всему есть предел и даже самое покорное и вконец оболваненное общество не может не видеть зашкаливающей абсурдности военно-пропагандистских баек, либо Алиев идет ва-банк из безысходности, рассчитывая обдурить хотя бы тот "пипл", который "хавает".
Продолжавшиеся почти месяц слухи и разговоры о происходящем в Нахиджеване 9 июня вылились в самую настоящую "бомбу" от "пресс-службы Отдельной Общевойсковой армии Нахчыванской Автономной Республики". Согласно сообщению, "под контроль азербайджанской армии спустя 26 лет перешло оккупированное в 1992 году армянскими вооруженными формированиями село Гуннут Шарурского района Нахчывана и находящиеся вокруг важные стратегические высоты". "Местные жители вернулись в родные места и посетили могилы усопших, проведена новая дорога протяженностью 50 км, реконструированы дороги общей протяженностью свыше 50 км, под контроль взята территория в около 11 тысяч га" - радостно верещали бакинские сайты. "Вишенкой на торте" было утверждение о том, что "освобождение" возвышенности Гызылгая позволит контролировать автодорогу Ереван - Горис - Лачин - Степанакерт. Публикации сопровождались снимками группы лиц, радостно позирующих с азербайджанским флагом.
Комментарий Минобороны РА озвучил пресс-секретарь ведомства Арцрун Ованнисян. По его словам, 6 и 7 июня азербайджанская сторона обратилась к командованию ВС Армении, попросив разрешить некоторым гражданам подойти к кладбищу, расположенному у разрушенного села Гюннут. Армянская сторона, "оставаясь приверженной гуманистическим нормам", согласилась разрешить мирным жителям на короткое время подойти к кладбищу, сообщил Ованнисян, пояснив, что Гюннут находится в нейтральной зоне, и подчеркнул, что армянские ВС по-прежнему занимают стратегически выгодные позиции на вершинах гор.
В этой громкой истории стоит обратить внимание на два аспекта. Во-первых, конечно же, это абсолютная абсурдность утверждений азербайджанской стороны об "освобождении" села Гюннут Шарурского района Нахиджевана по той простой причине, что оно никогда не было "оккупировано". Как всегда, не особо заботясь о здравом смысле в надежде обдурить соплеменников, азербайджанская пропаганда вновь прибегла к тому же дешевому трюку, что и в случае села Джоджуг Марджанлы. Деревня, которая с 1992 года находилась под контролем Азербайджана, после апрельских событий была объявлена "освобожденной" и начала с тех пор обрастать неимоверным количеством пропагандистской шелухи. В случае Нахиджевана в Баку решили не мелочиться и после месячной артподготовки вылили на голову обывателя целый ушат невероятных "успехов".
Лучший ответ «успехам» своих военных и кретинизму пропагандистов дали трезвомыслящие азербайджанские деятели. Так, опальный дипломат Ариф Маммадов на своей странице в Фейсбук под красноречивым заголовком "Новости сумасшедшего дома, или Азербайджанские народные сказки" написал: "Есть ли хоть один здравомыслящий человек, кто верит в сказки о том, что без боев были освобождены более 11000 гектаров территорий на границе Нахчывана? Вообще они представляют себе, что означает 11000 гектаров, или с математикой у них тоже все плачевно? (...) Территории Нахчывана, включая деревню Гуннут, никогда не были заняты. Это также подтверждают наши официальные карты. Смешно представлять пустую деревню Гуннут, находящуюся в нейтральной зоне и не имеющую какого-либо военного значения, как стратегическую территорию. (...) Если так пойдет, то мы, как нам и обещал наш великий кормчий, освободим Ереван, причем без боев. И пока наши власти говорят о виртуальных победах, армяне начали строить реальное, демократическое общество, а не виртуальное. (...) По темпам реформ они уже опережают Грузию. А по уровню жизни, по минимальным зарплатам, по выплатам семьям погибших военнослужащих они давно уже нас опережают. Хватит кормить народ сказками. Весь мир над нами смеется".
Известный азербайджанский журналист Шахин Рзаев называет новость об 11 тысячах гектаров "бредом сивой кобылы", отмечая, что "весь Шарурский район так и так внутри Нахичевани". "Чушь собачья. Идиоты из Минобороны во главе с Закиром Гасановым сделали так, что в следующий раз армяне вообще не допустят наших к кладбищам" - вторят ему соотечественники. На что еще способны "идиоты из Минобороны во главе в Закиром Гараевым", предсказать сложно в силу очевидной неадекватности данного ведомства и руководства Азербайджана. Вместе с тем невозможно обойти второй аспект нахиджеванской истории, а именно: совершенно непонятную и необъяснимую гуманность Министерства обороны РА. Оперативно организованный визит группы журналистов, депутатов и экспертов на место событий развеял опасения общественности относительно царящей там ситуации - честь и хвала МО за это. Однако ряд вопросов все-таки остается без ответа.
Во-первых, как именно поступила от соседей просьбы о посещении могил в нейтральной зоне, - официально-письменно или устно? Если это было сделано письменно, хорошо бы продемонстрировать сей документ. Во-вторых, был ли представлен список людей, которым разрешили "навестить могилы родных", было ли оговорено разрешение взять с собой флаг и делать фотоснимки? В-третьих, хотелось бы напомнить историю карвачарских диверсантов, которым тоже захотелось в 2014 году посетить "могилы родных". Желание, которое время от времени сильнейшим образом обуревает азербайджанцами, обернулось тогда убийством двух мужчин, один из которых 17-летний подросток, и ранением одной женщины. Дело матерых преступников сегодня находится в Евросуде, где из них пытаются сделать несчастных заложников. И можно не сомневаться в том, что Алиев не пожалеет на это денег так же, как не пожалел на выкуп Сафарова. В-четвертых, полагают ли в Минобороны, что после Апреля-2016 (даже без учета всего того, что происходило в 1988-1994 гг., а также историй с военнопленными и заложниками, сбитого вертолета и отказа в доступе к телам погибших и пр.) Азербайджан заслуживает гуманного отношения или даже намека на это?
Нет худа без добра, и приверженность Минобороны Армении гуманным нормам в очередной раз выявила степень маразма азербайджанских чиновников. Однако это ни в коей мере не отменяет простую истину: мы имеем дело с врагом, в отношении которого никакие нравственные категории не действуют. С врагом, который любые наши гуманные побуждения использует в собственных циничных целях, а значит, не заслуживает ни грамма гуманности - по меньшей мере на уровне государственных ведомств и чинов.
Пару лет назад международные посредники на полном серьезе пытались убедить армянскую сторону отвести снайперов с передовой в одностороннем порядке. Тогда мы поразились и возмутились этому предложению. Но если завтра эти же гуманные деятели, готовые рискнуть жизнями армянских воинов заради высоких побуждений к миру, доверию, гуманизму и пр., вновь обратятся с подобным предложением - уже не стоит удивляться. Потому что даже после карвачарских диверсантов мы так и не поняли, чем на самом деле чревато "посещение могил родственников" азербайджанцами и как на это следует реагировать».