27.11.2024
Депутаты фракции «Царукян» поручились за освобождение Жирайра Сефиляна
prev Предыдущие новости

Эксперты: желание Азербайджана и Турции закрыть для Армении северное направление – факт

Для армянского населения Грузии одной из важных проблем является интегрированность в политические процессы, несмотря на то, что армяне участвуют в формировании органов местного самоуправления на примере некоторых округах Квемо Картли и Джавахетии. Причины данной проблемы, а также влияние Турции и Азербайджана на политические и экономические процессы в Грузии в беседе с VERELQ объяснили политолог Ваге Давтян и эксперт по вопросам Грузии Джонни Меликян.

Ваге Давтян считает, что если сравнивать армянскую общину Грузии с другими общинами (с российской, европейской, американской), то армянская община Грузии в политическом и социально экономическом плане слабая.

«Состоятельность общины прежде всего определяется уровнем интеграции самой общины в том государстве, в которой она проживает. Если попробовать условно определить удельный вес активности армянской общины в социально-экономической, политической и культурной жизни Грузии, то активность крайне минимальна. Связано это прежде всего с высокой концентрацией армянской общины в одном регионе Грузии – Джавахке. Поэтому Джавахк представляет собой в этом отношении некое ответвление армянского этноса, которое сугубо в этом регионе располагает достаточно серьезными механизмами политического, экономического и социального воздействия, но этого недостаточно для того, чтобы в целом говорить о влиянии армянской общины в Грузии», - добавил Ваге Давтян.

Что касается проблем, связанных с интеграцией, эксперт по вопросам Грузии Джонни Меликян считает, что данная проблема является одной из важных для армянской общины Грузии и включает в себя несколько подпроблем։

«Во-первых, знание языка, во вторых- социальный активизм, который отвечает за то, чтобы люди имели интерес к политике, входили в нее и активно работали, в-третьих, правовая неграмотность местного населения. Многие, не зная свои права, не борятся за них. Есть институт Омбудсмена, который эффективно работает. Есть закон против дискриминации, который позволяет любому человеку, в том числе и армянам, обращаться в суд, замечая дискриминацию в отношении себя»,- сказал эксперт.

О возрастающем турецко-азербайджанском влиянии в Грузии и является ли это угрозой для местного армянского населения и в целом проблемой для Армении, эксперт отметил:

«Думаю, что желание Азербайджана и Турции закрыть для Армении северное направление – это факт. Но мы должны понимать насколько это соответствует интересам Грузии. На мой взгляд это не соответствует интересам Грузии, потому что Грузия не собирается быть транзитной дорогой для Азербайджана и Турции. То есть, закрывая Армению – это будет враждебный шаг по отношению к нам, а, с другой стороны, внешняя политика Грузии сегодня диверсифицирована. И вот последние несколько месяцев показателем того является то, что Тбилиси, за счет активизации отношений с Арменией, пытается давить на Азербайджан и Турцию. И на сегодняшний день угрозы для армянской общины нет, потому что государство создало все механизмы для их правового обеспечения».

По мнению же Ваге Давтяна, строительство железной дороги Баку-Тбилиси-Карс как раз подчеркнуло значимость азербайджано-турецкого влияния в Джавахке.

«Не случайно, что когда начали говорить об этом проекте, джавахкские армяне стали протестовать, а армянская диаспора (конкретно армянская диаспора в США) предпринимала конкретные институциональные шаги направленные на блокирование этого проекта»,- отметил он, напомнив, что в 2005 году армянская диаспора в США смогла добиться решения конгресса США, направленное на запрет осуществления американских инвестиций в данный азербайджано-турецкий проект. Давтян также напомнил, что с началом проекта Баку-Тбилиси-Карс все прекрасно понимали, что если данная торгово-экономическая инфраструктура будет проложена по территории Джавахка, то это означало бы усиление азербайджано-турецкого экономического и социально-политического влияния в данном регионе.


Диана Стамболцян