Премьер-министр Армении Никол Пашинян первый свой зарубежный официальный визит накануне совершил в Грузию. Визит интересен тем, что в его рамках премьер Армении сегодня посетит армяно населенный регион Джавахетию, тогда как в декабре прошлого года экс-президент Армении Серж Саргсян в ходе своего официального визита регион не посетил: Джавахетия практически всегда была вне планов посещений представителей армянских властей. Именно поэтому многие в этом усмотрели месседж, что новые власти страны меняют свое отношение к этому региону.
VERELQ побеседовал с руководителем инициативы «Многонациональная Грузия» Арнольдом Степаняном, который вчера в Тбилиси присутствовал на встрече с премьер-министром Николом Пашиняном.
-Господин Степанян, вчера в Тбилиси состоялись встречи на высоком уровне между армянскими и грузинскими властями, прозвучало много заявлений о будущем двусторонних отношений. Каковы Ваши впечатления, чем отличаются сегодняшние заявления от тех, что акцентировались при прошлых властях Армении?
-Армяно-грузинские отношения безусловно будут укрепляться. Это можно понять и по заявлениям премьер-министра Армении, у которого довольно теплые эмоции по отношению к Грузии, но кроме них есть и понимание того, что это углубление просто необходимость. Кроме того, есть четкое понимание того, что сильная Грузия лучший вариант для развития Армении – это просматривается в его словах. Конечно и при нынешних армянских властях в этих отношениях были определенные достижения, но они сводились к личным контактам между властями двух стран, но институционализация межгосударственных отношений была на слабом уровне. Посмотрим, как будет сейчас. Как мы видим, личные контакты между нашими властями наладились, потому что действительно беспрецедентное количество министров и членов правительств приняли участие в приеме в честь Первой армянской республики, что показывает, что есть большая заинтересованность. Могу сказать, что ни на одном из прежних приемов с участием не только армянских властей, но и других стран (исключение США и некоторые страны ЕС), такого количества министров нельзя было увидеть. Так что ожидания от этого визита однозначно положительные, хотя я так и не услышал о том, что Армения заинтересована в экспорте грузинских положительных реформ, но надеюсь, что это просто не было озвучено.
-Какие конкретно реформы имеете ввиду?
-Речь о тех позитивных реформах, которые Грузия осуществляет уже 15 лет во многих сферах и которые помогли стране сделать серьезный рывок. То, что нужно Армении сейчас, это быстрое проведение реформ во всех сферах – чистка в МВД, реорганизация таможенных и налоговых служб, регуляция бизнеса как в Грузии, где контроль за ним сведен практически до минимума, а правовые регуляции настолько упрощены, что созданы благоприятные условия для ведения бизнеса. Это особенно важно, учитывая заявление Никола Пашиняна о привлечении грузинских инвестиций в страну. Системные, структурные и институциональные изменения просто необходимы Армении и это надо начинать именно сегодня. Не надо забывать, что ожидания от прихода к власти Пашиняна у армянского народа очень большие и если он как можно скорее не начнет эффективные, результативные реформы, то его рейтинг начнет падать.
-Премьер-министр Армении в своей речи заявил, что в армяно-грузинских отношениях нет никаких проблем. Вы согласны с этим высказыванием?
-Я думаю, что он имел ввиду то, что между правительствами Армении и Грузии нет проблем. Но проблемы техническо-политического характера все же есть – демаркация границ и другие, которые годами не решаются. Будем надеяться, что они начнут решаться. Но однозначно то, что нет проблем, которые могли бы влиять на ухудшение отношений между странами и залогом развития этих отношений и искоренения всех проблем в первую очередь является плотное сотрудничество руководств двух государств. И старт этому положен хороший.
-Как в Грузии отнеслись к тому, что новый премьер-министр Армении, в отличие от предыдущих властей, в рамках официального визита посетит Джавахетию? Можно ли в этом усмотреть посыл, что армянские власти собираются более внимательнее относиться к этому региону?
-Я бы конечно возразил, что больше всех, наверное, именно к этому региону относятся с повышенным вниманием, но здесь важно понять, что мы имеем ввиду. Конечно, регион приграничный, населенный этническими меньшинствами и внимание к нему большое. Если говорить о проектах, которые ориентированы на его развитие, то Джавахетия адекватно получает помощь на развитие, столько же, сколько и остальные регионы Грузии. Но мы можем говорить о проблемах другого характера, например, о клановых сообществах, о низком уровне развития демократии и демократических процессов - в Джавахетии есть депутаты, которые уже 20 лет не меняются.
Что касается комментариев по поводу того, что визит Пашиняна в Джавахетию насторожил грузинские власти, то важно понимать, что это официальный визит и премьер Армении может посетить любую точку Грузии с согласия местных властей. Вопрос в том, какие месседжи он озвучит там, хотя я думаю, что это будет то же, что и в Тбилиси.
-А можно ли рассматривать этот визит, как посыл азербайджано-турецкому тандему, учитывая тот факт, что они пытаются в этом регионе осуществлять экономическую и демографическую экспансию?
-Я не согласен с мнением, что со стороны Турции и Азербайджана в Джавахетии осуществляется экономическая или демографическая экспансия - речь о железной дороге и о транзите. Другой экономической деятельности эти страны в регионе, в принципе, не осуществляют. Но то, что регион приобретает функцию транзита это факт.
Беседовала Лия Ходжоян