Ровно месяц назад, 30 октября, лидеры Азербайджана, Грузии, Казахстана и Турции торжественно открыли железнодорожную магистраль Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс (БТК). Однако с тех пор лишь один грузовой состав, из Баку в турецкий порт Мерсин, прошел по этому пути. Причем на дорогу ушло 4 дня.
По информации азербайджанских СМИ, второй поезд, груженный пшеном, готовится вскоре отправиться по БТК из Казахстана.
DW разбиралась, почему железная дорога, строительство которой обошлось в более чем 1 млрд. долларов, до сих пор не задействована и каковы перспективы ее использования.
Власти Грузии не устают рекламировать на международной арене свой транзитный потенциал, в частности, магистраль Баку-Тбилиси-Ахалкалаки-Карс, стараясь привлечь как можно больше грузов и пассажиров. Так, премьер-министр Георгий Квирикашвили в ходе форума «Нового шелкового пути», который состоялся в Тбилиси 28-29 ноября, отметил, что железнодорожные перевозки между Европой и Азией занимают в два раза меньше времени, чем по морю, и указал на альтернативный, в обход России, путь через Грузию.
Серьезный потенциал проекта БТК никем не ставится под сомнение, однако лишь время покажет, сможет ли он отвоевать для себя нишу на рынке транспортных коридоров, констатируют опрошенные DW эксперты. По информации Эрика Ливни, директора Международной школы экономики при Тбилисском госуниверситете, азербайджанская сторона уже выявила заинтересованность различных стран в использовании БТК. Полноценному запуску магистрали мешают технические проблемы, в частности, при строительстве магистрали использовались рельсы двух размеров - старого советского и европейского. В Ахалкалаки эти два типа рельсов сходятся, и на смену колес поездов на этой станции тратится много времени.
По мнению директора Центра исследования транспортного коридора Пааты Цагарейшвили, о прибыльности проекта можно будет судить лишь через 2-3 года. Пока, по его словам, чтобы БТК заработала в полную силу, необходимо решить ряд задач. В частности, подписать контракты по перевозке грузов и разработать общую тарифную политику. По информации Цагарейшвили, в конце ноября Казахстан, Грузии, Азербайджана и Турция провели переговоры по тарифам. Здесь, указывает эксперт, важно предложить более привлекательные условия, чем действующие на магистрали через Россию, чтобы грузы пошли именно через Грузию. А путь по БТК в любом случае короче российского.
Большие надежды участники проекта возлагают на Китай, который, судя по всему, проявляет интерес к БТК, но пока приглядывается и анализирует, насколько ему этот путь выгоден.
По мнению Цагарейшвили, при успешном решении этих вопросов БТК заработает на полную силу и сможет перевозить 3-4 млн. тонн грузов в год. И только тогда, указывает эксперт, можно будет назвать БТК успешным проектом.
Что касается пассажирских перевозок, то и здесь, констатирует Цагарейшвили, прогнозы делать рано. Дело в том, что пока скорость пассажирских поездов по магистрали, в первую очередь на турецком участке, очень низкая. Однако недавно турецкий министр транспорта Ахмед Арслан заявил, что Анкара работает над этим вопросом, и первый пассажирский поезд по БАК планируется отправить во второй половине 2018 года.