Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) совместно с правительством Армении подготовила доклад по итогам двухлетнего членства страны в ЕАЭС, который еще находится в процессе доработки, однако некоторые его тезисы были представлены в Ереване в ходе круглого стола «Роль экспертного и образовательного сообщества Армении в развитии Евразийской экономической интеграции».
По словам помощника председателя ЕЭК Юлии Чалой, несмотря на политизацию и продолжающуюся политизацию дискуссии на тему вступления Армении в ЕАЭС, факты говорят за себя. И во многом именно армяно-российские экономические связи способствовали принятию решения о присоединении Армении к ЕАЭС:
«В 2010−14 гг. Армения, как и другие страны мира, которые находились в этапе восстановления после глобального финансового кризиса, демонстрировала устойчивые темпы роста ВВП. Доля России в экспорте Армении в 2014 году выросла с 16,7% до 20%, доля ЕС на тот момент была больше, но она постепенно уменьшилась с 45% до 30%. Также Россия оставалась основным иностранным источником инвестиций в Армению — 40% прямых инвестиций, тогда как доля инвестиций ЕС составляла 33%», — отметила представитель ЕЭК.
По ее словам, на этом фоне нельзя не констатировать усиление партнерских отношений и с другими странами. Например, в Армении зарегистрировано около 33 предприятий с участием казахстанского капитала, действует казахстанский БТА банк, который уже инвестировал в Армению $ 50 млн. А в Казахстане действует около 60 предприятий с армянским капиталом. Также Армения является активным инвестором в экономику Белоруссии — накопленные инвестиции составляют около $ 13 млн, армяно-белорусские отношения положительно развиваются. «При этом Армения сохранила оба вектора сотрудничества — как с ЕАЭС, так и с ЕС», — подчеркнула она.
Отметив, что 2015−16гг. охарактеризовался общим экономическим спадом в странах ЕАЭС, помощник председателя ЕЭК отметила, что кроме отрицательного экономического эффекта, эта ситуация привела также и к спекуляциям на тему о том, что ЕАЭС якобы не состоялся, проект не сработал, а страны сделали неправильный выбор. Однако подобные разговоры носят сугубо конъюнктурный характер, тем более, что экономический спад был вызван объективными причинами — падением цен на нефть.
По мнению армянского участника мероприятия, члена Евразийского экспертного клуба Ашота Тавадяна, армянскому бизнесу удалось преодолеть те неопределённости в понимании процедур экспорта в страны ЕАЭС, которые существовали в 2015 г — в первый год членства Армении в Союзе. На рост экспорта из Армении в ЕАЭС повлиял ряд факторов — подписание соглашения с ЕАЭС о снятии таможенных пошлин, упрощение всех процедур — от оформления и получения лицензий на экспорт до таможенного оформления, стабилизация курса российского рубля, снижение цен на газ и т. д. По его словам, безусловно, очевиден спад экономической активности из-за антироссийских санкций, но с другой стороны санкции могут быть и стимулом развития инновационной промышленности, причем не только в России, но и в других странах ЕАЭС.
«Следует скорректировать приоритеты экономической политики, четко определить и согласовать ее цели, сформулировать новую модель развития экономики для стран ЕАЭС и спрогнозировать ожидаемые результаты. Формирование ЕАЭС пойдет по лучшему сценарию, если в ЕАЭС будут четко выполняться ключевые требования Договора о ЕАЭС и будет проводиться скоординированная промышленная политика, согласованная налогово-бюджетная, денежно-кредитная, в особенности валютная политика. Также чрезвычайно важно разработать и согласовать меры по эффективному противодействию коррупции. Ключ от успеха от интеграции стран Евразии, укрепления их экономической безопасности, в первую очередь, находится в их руках», — подчеркнул Тавадян.
Участники также затронули вопросы энергетического сотрудничества между странами. По словам старшего научного сотрудника отдела региональных и международных исследований Института востоковедения НАН Армена Манвеляна, присоединение Армении к ЕАЭС дает новую возможность для развития энергетического сектора республики. «Создание общего энергетического рынка ЕАЭС становится стратегической целью этого союза, что даст возможность увеличить экспорт и импорт электроэнергии в страны ЕАЭС, а такая перспектива очень важна для Армении. Имея возможность производить электроэнергию не только для собственного потребления, но и для экспорта, в том числе и в страны ЕАЭС, Армения не может сделать это из-за слабых экономических отношений с государствами-членами Союза, а также из-за блокады со стороны Азербайджана и Турции», — отметил он.
Продолжив тему энергетики в более глобальном ключе директор департамента энергетики ЕЭК Леонид Шенец, во-первых, заявил, что при СССР все наши страны жили не по средствам, и хотя страна была богатой - все были очень затратными. Однако беспокоиться не стоит, так как в рамках Союза сегодня достаточно ресурсов, чтобы обеспечить все страны. А существующие некоторые пробелы и вопросы, по его словам, можно решить, создав единый энергетический рынок. Что касается конкретно рынка газа, то по словам Шенеца, при желании глав государств рынок газа может начать функционировать не позднее 2022 года.
«Будет несколько компаний, а не одна, которые будут заниматься газом, что естественно повлияет на снижении цены. Все прогнозы довольно оптимистичные»,- подытожил он.