В сфере энергетики у Армении есть два возможных сценария развития – попытаться в стране снизить цены в целом на энергоносители или попытаться снизить, предположим, цену на электроэнергию, заявил сегодня журналистам министр юстиции Армении Давид Арутюнян.
Европейский совет опубликовал текст Соглашения о расширенном и всеобъемлющем партнёрстве между Арменией и ЕС. Как ранее отмечали чиновники в Ереване и Брюсселе, подписание договора, который станет основой для двусторонних отношений на ближайшие годы, состоится в ноябре этого года, на саммите Восточного партнерства в Брюсселе.
Помимо обтекаемых формулировок, есть в соглашении положение, фактически декларирующее требование ЕС закрыть Армянскую атомную станцию в Мецаморе. Представители МАГАТЭ неоднократно отмечали, что Армянская АЭС отвечает требованиям безопасности. Эти оценки, видимо, евробюрократов не интересуют – либо закрытие, либо строительство новой АЭС, которая, по их мнению, отвечала бы современным нормам. Помимо Брюсселя вопрос закрытия АЭС на международных площадках лоббируют такие региональные страны, как Турция и Азербайджан. Они настаивают на «денуклеаризации» Армении.
В тексте соглашения по части АЭС говорится следующее: «Сотрудничество в этой сфере (энергетики – прим. ред.) будет включать закрытие и безопасную консервацию Мецаморской АЭС, скорейшее принятие “дорожной карты” или плана действий с учетом необходимости обеспечения альтернативных возможностей для стабильного развития Армении».
Политического давления по вопросу консервации Мецаморской атомной электростанции и строительства новой не будет, все решения будут приняты, исходя исключительно из интересов Армении, заявил министр юстиции Давид Арутюнян.
По словам Арутюняна, это два различных критерия. Давид Арутюнян отметил, что в условиях наличия в Армении атомной станции есть два отличающихся друг от друга подхода. «Мы планируем развитие энергетической сферы, исходя из основных целей стратегического развития страны. Это не подлежит какому-либо политическому влиянию, а обусловлено ситуацией на энергетическом рынке, ценами, потреблением и современными технологиями», - сказал он.
Давид Арутюнян отметил, что Армения построит новую атомную станцию, если будет рентабельно в ценовом и тарифном плане.
«В долгосрочной стратегии правительства четко отмечается, что она постоянно подлежит пересмотру. Мы постоянно будем пересматривать ее в зависимости от технологического развития. Сейчас появились новые технологии, которые дают возможность, чтобы атомная станция работала на блоках 50 МВт и это меняет оценку. То есть, мы в результате этого мы можем пойти по совершенно иному пути, создать атомную станцию более малой мощности. Возможно, появится какая-нибудь новая технология, и мы пересмотрим наше решение», - подчеркнул Давид Арутюнян.
Он согласился с замечанием, что атомная станция вырабатывает самую дешевую электроэнергию. «Но если есть уже построенная атомная станция. Если мы рассчитываем инвестиции, получается совершенно иная картина. Она вовсе не будет такой дешевой, как производство сегодняшней атомной станции, это нужно учитывать в первую очередь», - сказал он.
Что касается мнения о том, что атомная станция дает независимость, министр отметил: «В конце концов, у нас нет производства сырья, и мы в определенной степени зависим от производителя сырья, именно поэтому пытаемся учитывать все факторы».
По мнению Арутюняна, независимости энергетической области мешает зависимость от сферы производства сырья. Говорить об энергетической независимости было бы можно, если бы Армения занималась производством обогащенного урана, подчеркнул министр.
Между тем на удивление многих экспертов в программе правительства на 2018-2022 гг. впервые за последние 20 лет, нет ни одного слова о планах строительства нового атомного энергоблока.
Замминистра энергетических инфраструктур и природных ресурсов Армении Айк Арутюнян в беседе с VERELQ объяснил это отсутствием планов строить новую АЭС на протяжении будущих пяти лет. «Таких планов у правительства в ближайшие пять лет нет. За это время мы будем исследовать сферу, находить новые решения, так как модернизация и соответственно продление срока эксплуатации действующего энергоблока позволяет нам это делать. Спустя пять лет мы уже серьезно обратимся к этой теме. Армения отнюдь не отказалась от планов строить новую АЭС», - заключил Арутюнян.