Президенты стран СНГ прибывают в Сочи. Главы Армении и Азербайджана Серж Саргсян и Ильхам Алиев тоже поедут в Сочи, где 11 октября пройдут саммиты СНГ и ЕАЭС.
Как передают российские СМИ, президент России Владимир Путин начнет серию встреч с коллегами из СНГ. На вторник запланированы переговоры с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоном и с президентом Молдавии Игорем Додоном. 11 октября также состоится встреча Путина с президентом Узбекистана Шавкатом Мирзиёевым, 12 октября - с президентом Казахстана Нурсултаном Назарбаевым. Не исключено, что в эти дни будут организованы отдельные переговоры и с другими участниками саммитов, в том числе с президентом Белоруссии Александром Лукашенко.
В настоящее время нет информации о том, состоится ли в каком-то формате встреча с участием президентов Армении, России и Азербайджана. По крайней мере, официального заявления по этому поводу нет. Между тем, в свете недавнего заявления сопредседателей МГ ОБСЕ о возобновлении переговоров между Арменией и Азербайджаном по Карабаху, нельзя исключать, что на сочинской площадке может быть проведена подготовительная работа – сверка часов – перед предстоящей встречей президентов двух закавказских государств. Ее, кстати, недавно анонсировали посредники по итогам визита в регион.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев 9-го октября на расширенном заседании Кабинета министров, посвященного итогам социально-экономического развития Азербайджана за девять месяцев текущего года, заявил, что переговорный процесс по мирному урегулированию карабахского конфликта возобновляется «без каких-либо предусловий». Алиев в своем заявлении также обвинил Армению в торпедировании переговорного процесса по урегулированию армяно-азербайджанского конфликта. По его словам, Армения всячески стремилась сорвать переговоры, «придумывала различные предлоги, чтобы не допустить возобновления переговоров, выдвигала различные условия».
«Однако я сразу заявил, что ни одно из условий не будет принято. Выдвижением таких условий Армения поставила себя в глупое положение и теперь вынуждена отказаться от такой политики», - отметил Ильхам Алиев, добавив, что возобновление переговорного процесса не является неким одолжением Азербайджану.
Переговорный процесс по Карабаху на уровне глав государств после встреч в Вене и Санкт-Петербурге, последовавших апрельским боевым действиям в зоне карабахского конфликта в 2016 году, фактически приостановился. Армения настаивала на выполнении венских договоренностей, которые Алиев в настоящее время называет «предусловиями».
После апрельской войны президент Армении Серж Саргсян заявил, что не видит смысла в переговорах, пока на передовой линии гибнут солдаты. После этого главы Армении и Азербайджана при посредничестве США и России провели встречи в Вене и Санкт-Петербурге, в результате которых договорились осуществить ряд мер, перед тем как приступить к переговорам по непосредственному урегулированию. Речь идет об абсолютном соблюдении режима перемирия между конфликтующими сторонами, размещении спецприборов слежки и создании механизма расследования инцидентов на линии соприкосновения армяно-азербайджанских войск, а также увеличении штата офиса постоянного представителя действующего председателя ОБСЕ Анджея Каспшика, который осуществляет мониторинг на передовой.
Официальный Баку почти сразу же «открестился» от внедрения механизмов расследования на передовой, а на расширение потенциала офиса Каспшика согласился с оговорками.
В вопросе увеличения количества международных наблюдателей в рамках миссии офиса Каспшика все еще сохраняются разногласия по деталям, включая места размещения наблюдателей, порядок финансирования их деятельности и некоторые другие технические вопросы. Согласованием этих деталей, как отмечают посредники, занимается сейчас действующее австрийское председательство ОБСЕ вместе с соответствующими структурами Секретариата Организации, а также представителями сторон.
До сих пор Армения в плане выполнения венских договорённостей и возобновления переговоров с Азербайджаном придерживалась жесткой позиции. Глава МИД Армении Эдвард Налбандян не раз на встрече с посредниками заявлял о необходимости перехода от слов к действиям в отношении Баку. «Назревает ситуация, когда сопредседатели Минской группы ОБСЕ должны не только делать заявления, но предпринимать конкретные действия, дабы сдержать деструктивную и провокационную политику Азербайджана», - подчеркивал неоднократно Налбандян.
Тем не менее, 7-го октября сопредседатели Минской группы ОБСЕ по итогам визита в региона заявили, что главы Армении и Азербайджана “подтвердили готовность к достижению мирного урегулирования путем переговоров”. “Заинтересованные стороны позже представят информацию о встрече”, - было сказано в их заявлении.
В настоящее время, похоже, сопредседателей МГ ОБСЕ — Россию, США и Францию, тоже не особо сильно заботит судьба венских договорённостей. Им нужен хоть какой-то сдвиг там, где это возможно. По логике посредников, это лучше, чем новая вспышка масштабного насилия. Призрак апрельской войны все еще бродит по зоне конфликта, и в этих условиях сопредседатели по итогам саммита ОБСЕ в прошлом году в Гамбурге выступили с заявлением, в котором призвали президентов Армении и Азербайджана «напрямую начать переговоры по урегулированию конфликта».
Получается, выдвинутые Ереваном требования обеспечить «нормальные условия» (механизмы прописаны в венских договорённостях) для введения переговоров по Карабаху, постепенно, в том числе и для посредников, становятся неактуальными. По крайней мере, не настолько, чтобы зацикливаться на них.
В декабре прошлого года VERELQ сообщал, что в настоящее время, на взгляд российской стороны, а этот подход разделяют и другие посредники по МГ ОБСЕ, необходимо отойти от резких публичных заявлений и попытаться решить «проблему в тишине».
«Проблема решается не заявлениями, а в тишине. Необходимо, сесть за стол переговоров, договариваться на счет путей разрешения конфликта», - было отмечено высокопоставленным российским дипломатом на условиях анонимности на встрече Клуба друзей фонда Горчакова. Как само заявление глав МИД стран посредников, так и высказанные мнения российских дипломатов — прямой намёк на то, что сейчас критиковать стороны (точнее одну из сторон) за невыполнение венских договоренностей, контрпродуктивно, и необходимо отойти от этой риторики.
Похоже, Ереван прислушался к призывам и отошел от жесткой позиции. Примечательно также то, что в последнее время риторика сторон карабахского конфликта существенно смягчилась, а в зоне конфликта сложилась относительно спокойная ситуация.