Новость о том, что глава администрации Нахичеванской автономии Васиф Талыбов утвердил список обязательных к прочтению книг, вызвала отклик в Армении.
Пресс-секретарь МИД Армении Тигран Балаян отметил в Twitter, что раз в Нахичевани есть список обязательных книг, то скоро появится и список запрещенных книг. Балаян не без юмора отметил, что «черный список» будет состоять из двух пунктов: 1. История Нахиджевана как исторической армянской территории, 2. Роман Акрама Айлисли «Каменные сны» и многое другое. «Многое другое» означает опять же независимую от воли бакинских историографов историю Нахичевани. Свою запись Балаян снабдил ссылкой на вышедшую в 2016 году в Риме «Историю Нахиджевана» авторства итальянского историка Эмануэле Алипранди. Армянский дипломат показал, что итальянец Алипранди (автор работ о геноциде армян) — непременный кандидат в «черный список» Талыбова, если таковой появится.
Шутят (и довольно горько) насчет «патриотического» списка главы Нахичевани и в Азербайджане. О том, как воспринимают соотечественники Талыбова стремление властей укрепить духовные скрепы, EADaily поведал оппозиционный азербайджанский политолог Ариф Юнусов, руководитель департамента конфликтологии и миграции Института мира и демократии:
«Азербайджанские соцсети активно обсуждают этот указ нахичеванского хана Васифа Талыбова. Талыбов сам не против того, чтобы его называли ханом: выпускаемая в России водка „Хан“ — это его бренд. Но что касается рекомендованных им книг, то я сомневаюсь, что он сам их читал. В Азербайджане давно слагают легенды о невежестве Васифа Талыбова. Достаточно вспомнить его недавнее выступление, когда он в тексте „своего“ доклада „XXI век“ прочитал как „икс-икс первый век“. Скорее всего, 30 обязательных к прочтению книг от имени Талыбова составил его помощник, или же Талыбов случайно увидел этот список у кого-то на полке. Искать логику в построении списка не стоит. Как называется, когда в одном и том же перечне — „Деде Коркуд“, Метерлинк, Драйзер и письмо Авраама Линкольна учителю своего сына? Это называется „каша“. В России бы про такого чиновника сказали: встал с похмелья и сочинил указ. В Азербайджане, кстати, говорят о Талыбове и его списке примерно так же. А именно, глава Нахичевани озаботился о просвещении своих земляков со скуки, или потому что проснулся в плохом настроении».
«В списке Талыбова нет корифеев русской литературы — продолжает Ариф Юнусов. — Но Бог с ней: там и азербайджанской литературы почти нет». Далее эксперт переходит на иронию: «Беспокоит другое. Талыбов дал в списке Гейдара Алиева, но не дал его сына Ильхама Алиева, у которого буквально на днях вышел аж тридцать девятый том собрания сочинений. Скоро по этому показателю Ильхам Алиев обгонит Ленина. Нет в списке также и академика-философа, и по совместительству шефа президентской администрации Рамиза Мехтиева, чьи книги официально читают многие в республике.
Чего стоит книга Мехтиева об основах демократии, аж на девятьсот с лишним страниц. И где Ильхам Алиев и Рамиз Мехтиев в этом списке? Какой-то пусть и лауреат Нобелевской премии, но неизвестный подавляющему большинству населения Азербайджана Морис Метерлинк есть. А Ильхама Алиева и его наставника Рамиза Мехтиева — давнего соратника Гейдара Алиева почему-то нет. А зачем в списке „Признания мистера Хамфера“ авторства Айюба Сабри Паши, написанные в XIX веке за тысячи километров от Азербайджана? Кому это нужно в такой глухой провинции как Нахичевань?».