На фоне геополитического клинча России с США, что сотрясает архитектуру глобального миропорядка, а также ослабления влияния Турции на Ближнем Востоке и в Закавказье, в региональном масштабе особо подчеркивается важность армяно-иранских отношений. Об этом на пресс-конференции в Ереване 8 августа заявил директор Института востоковедения Национальной академии наук (НАН) Армении Рубен Сафрастян. На его взгляд, ситуация опасна также для закавказского региона.
Как заметил эксперт, в регионе стратегическая роль Турции ослабла, что привело к укреплению региональных позиций Ирана. «Важным обстоятельством является ослабление стратегической роли и значимости Турции. Это обусловлено ошибками стратегического характера, которые допустил президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. В частности, ухудшение отношений Турции с Германией. В результате на данный момент резко сократились немецкие инвестиции, а также уменьшился поток немецких туристов в Турцию», - считает востоковед.
Сирийская дуга – маховик ослабления Турции
Маховиком ослабления влияния Турции в регионе, по словам эксперта, является также “ее неосмотрительная политика в Сирии”. «Авантюризм президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана особенно в сирийском направлении привел к нежелательным последствиям. Власть президента Сирии Башара Асада всё больше усиливается, становится легитимным также и курдский фактор в Сирии», – отметил он.
Эксперт добавил, что ослабление позиций Турции в регионе не проходит безболезненно. «С сентября в регионе будет наблюдаться активность, обострятся некоторые проблемы, что, в большей степени, связано именно с ослаблением роли Турции. Сдача позиций Турции в регионе приведет к усилию роли Ирана», - считает Сафрастян.
Он также отметил, что в контексте повышения роли Ирана в регионе важным для Армении обстоятельством является участие президента страны Сержа Саргсяна в церемонии инаугурации главы Ирана Хасана Роухани. Между тем на его взгляд, армяно-иранские отношения необходимо рассматривать именно в контексте новых региональных реалий.
Важность Ирана для Армении подчеркивает и тот факт, что Серж Сарсгян был единственным президентом, представляющим страны Закавказья на церемонии инаугурации. «Отношения между Арменией и Ираном вышли за рамки двустороннего формата, превратившись в региональный фактор, который играет стабилизирующую роль в регионе. С другой стороны то, что делегации из Азербайджана не было на этой церемонии инаугурации, свидетельствует о том, что Азербайджан серьезно пересматривает проводимую в регионе политику», - продолжил Сафрастян.
200 лет без войны
Иран единственный сосед, с которым Армения после заключения Туркманчайского соглашения в 1828 году порядка 200 лет живет в мире. Между тем в настоящее время армяно-иранские экономические отношения существенно отстают от находящейся на высоком уровне политической кооперации. После распада СССР Иран всегда был в первой десятке стран - крупнейших торговых партнеров Армении. Однако, несмотря на снятие части международных санкций с Ирана и связанные с этим положительные ожидания, товарооборот между Ираном и Арменией в 2016 году сократился на 15%, достигнув 239 млн. долларов.
Центральным элементом экономической кооперации между двумя странами является энергетика. С 2007 года между странами действует газопровод. С Ираном в энергетической сфере Армения кооперирует по бартерной схеме – газ в обмен на электричество. Однако на энергетическом рынке Армении традиционно доминирует Россия. Российская компания «Газпром» является владельцем армянского участка газопровода с Ираном.
Более того, «Газпром» является единоличным владельцем газотранспортной системы Армении и, в соответствии с подписанным в 2013 году соглашением, имеет монопольные права на газовые поставки в страну. Помимо этого Россия владеет крупными активами в гидроэнергетической отрасли, является монопольным поставщиком урана для армянской АЭС в Мецаморе, а компания с российским капиталом («Ташир») после ухода «Интер РАО» с рынка стал владельцем «Электрических сетей Армении». Таким образом, Россия играет весомую роль в обеспечении структурной устойчивости энергосистемы Армении.
ЗТС с Ираном и карабахский конфликт
В армяно-иранском экономическом сотрудничестве определенная активность стала заметна после вступления Армении в ЕАЭС. В настоящее время по инициативе Армении ЕАЭС ведет переговоры с Ираном о создании зоны свободной торговли. «Здесь очень важна роль Армении, поскольку она является единственной страной-участницей ЕАЭС, имеющей общую границу с Ираном», - заявила в беседе с VERELQ член Коллегии (министр) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Татьяна Валовая.
Вопрос создания с Ираном временной ЗСТ обсудил в частности на встрече с первым вице-президентом Исламской Республики Иран (ИРИ) Эсхаком Джахангири председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Тигран Саркисян. На той же встрече Саркисян заметил, что все страны ЕАЭС заинтересованы во временном соглашении о ЗСТ с Ираном, добавив, что «в будущем мы должны выйти на подписание всеобъемлющего соглашения, которое может быть шире и глубже, чем тот документ, над которым наши команды сейчас работают».
С другой стороны в контексте региональной безопасности и отношений с Арменией для Ирана представляет важность нагорно-карабахский конфликт. Позиция Ирана здесь довольно ясна – перспектива вовлечения третьих сил в карабахское урегулирование является предметом «постоянной обеспокоенности» Тегерана. Речь идет о возможности размещения миротворческих сил в зоне карабахского конфликта. Иран выступает категорически против того, чтобы в Карабахе появились миротворцы из внерегиональных стран – США и Европы, в частности.
В ходе недавней встречи с президентом Армении в Тегеране Роухани заявил, что в этом контексте подчеркнул, что проблема должна быть решена «исключительно политическим путём, и для его страны важны региональный мир и стабильность». Примечателен также тот факт, что Иран единственная страна в регионе, которая граничит сразу с Арменией, Карабахом и Азербайджаном, но не является непосредственной стороной конфликта.
Азербайджан для Ирана – Турция и Израиль
В тоже время не стоит недооценивать ирано-азербайджанские отношения и важность Азербайджана для Ирана в целом. Экономическая составляющая, конечно, присутствует в кооперации Тегерана с Баку, но большую важность здесь представляет региональная геополитика. С экономической точки зрения одним из показателей важности Азербайджана является то, что в то время, как армянские власти хотели претворить в жизнь проект строительства армяно-иранской железной дороги, Тегеран предпочел строительство ж/д с Азербайджаном, которая вскоре будет запущена. Однако здесь стоит учитывать то обстоятельство, что проект осуществляется за счет Азербайджана.
Как метко по этому поводу замечает иранский эксперт по региональным вопросам Ехсан Ушманд, Иран хочет проложить железнодорожный путь в Россию через Азербайджан, но за счет финансирования со стороны Баку. «Очевидно, что Иран хочет связаться с Россией, в том числе через железную дорогу. Подобную связь на данный момент можно установить только через Азербайджан. Однако есть важный момент – Иран считает возможным строительство этой дороги за счет финансирования со стороны Баку», - отмечает Ушманд.
Что касается железной дороги через Армению (и дальше в Грузию), то ее Иран видит в качестве выхода в Европу. «Это более важный для Ирана проект, поскольку с Россией Иран и так ведет торговлю по Каспийскому морю», - поясняет он. Но, по мнению эксперта, шаги в направлении строительства ж/д с Арменией были довольно неэффективными. Сегодня Иран сообщается с Европой только через Турцию. Экспертное сообщество страны, по его словам, обсуждает два варианта нового пути – один через Армению и Грузию, другой – через Ирак (Курдистан) и Сирию.
На поприще же безопасности и региональной геополитики Азербайджан представляет интерес для Ирана в основном из-за присутствия «третьих сил». Азербайджан является близким партнером сразу двух геополитических соперников Ирана – Турции и Израиля.
Активность указанных стран в регионе Иран воспринимает крайне чувствительно и просто не может закрывать глаза на укрепление их позиций в Закавказье. В связи с этим Иран, несмотря на сотрудничество с Анкарой (а также с Россией) в Сирии, крайне осторожно ведет себя с Турцией в двусторонних отношениях и в регионе Закавказья. Израиль, будучи одним из основных поставщиков вооружения в Азербайджан, рассматривает данное закавказское государство в качестве геополитического плацдарма наступления на Иран в случае открытого конфликта с ним.
Игнорировать эту перспективу Иран вряд ли станет, а в качестве «противоядия» Тегеран ведет активную работу в направлении усиления религиозных (исламских) структур в Азербайджане. И надо заметить, что религиозные круги из-за уничтожения светской оппозиции сейчас являются единственной силой, противостоящей диктатуре. В связи с этим неслучайно, что по итогам визита премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху в Азербайджан в 2016 году, стороны договорились о сотрудничестве на уровне спецслужб «в области борьбы с терроризмом, религиозного экстремизма, предотвращения переворота и создание многосторонних региональных союзов».
Аршалуйс Мгдесян