У Соединенных Штатов есть важные, но не жизненно важные интересы на Южном Кавказе, в том числе региональная стабильность, предотвращение возобновления замороженных конфликтов, поддержка демократических преобразований и улучшение управления, а также международная интеграция Армении, Азербайджана и Грузии. Об этом говорится в обширном докладе «Политика США на Южном Кавказе», представленном аналитиками Фонда Карнеги Евгением Румером, Ричардом Сокольским и Полом Стронски.
В докладе отмечается, что недавние события, а именно разрушение европейского порядка безопасности после Холодной войны, изменение глобальных энергетических рынков, нестабильность к югу от региона, а также новая администрация США и внутренние проблемы ЕС требуют постоянного участия США в продвижении интересов на Южном Кавказе. «За последние двадцать пять лет участие США в Южном Кавказе помогло сделать важные позитивные изменения в регионе, особенно в Грузии. Однако некоторые инициативы, поддерживаемые США, оказались слишком амбициозными, поскольку они недооценили проблемы, стоящие перед странами Южного Кавказа, и не располагали достаточными ресурсами»,- считают авторы.
Политика США будет по-прежнему сталкиваться с ограниченными ресурсами и сложными условиями в регионе, поэтому, по мнению авторов, Вашингтон должен продолжать помогать странам Южного Кавказа решать свои внутренние проблемы. Однако, США придется бороться с доминирующим положением России и ее противодействием вмешательству Вашингтону на Южном Кавказе. «Соединенные Штаты не могут отступать от Южного Кавказа. Но успех будет зависеть от тщательного балансирования между обязательствами и ресурсами США, а также четкого понимания ограничений способности Вашингтона содействовать трансформационным изменениям»,- пишут аналитики.
Авторы предлагают несколько основных принципов, которым должны следовать США в своей политике в регионе. Во-первых, это приоритет предотвращения конфликтов. Во-вторых, необходимо действовать осторожно в продвижении ценностей США. «Соединенные Штаты должны поддерживать демократические перемены, но единый региональный подход вряд ли будет эффективным с учетом различных траекторий стран Южного Кавказа. Индивидуальные подходы, ориентированные на конкретные страны для достижения постепенного прогресса, обеспечивают наилучшую перспективу успеха»,- считают они.
Кроме того, аналитики призывают США быть скромными в своих ожиданиях: Вашингтон не должен обещать поддержку, чтобы уравновесить Москву, которую затем не сможет выполнить. Это особенно касается Грузии и ее стремлений к членству в НАТО. В-четвертых, США должны координировать свои усилия в регионе с Евросоюзом»,- советуют эксперты.
И, наконец, авторы доклада призывают Вашингтон быть реалистичным в отношении энергетического потенциала региона, в частности, когда дело касается энергетических ресурсов Каспийского моря. В докладе отмечается, что после украинского кризиса три страны Южного Кавказа оказались в геополитически нейтральной зоне между Россией и Западом. «Ни одна из сторон не готова уступить регион другому. В то время как Россия действительно заявляет о своей сфере влияния на Южном Кавказе, Соединенные Штаты и Европа отвергают саму концепцию сфер влияния. После этих событий взаимодействие США и ЕС с Южным Кавказом, по-видимому, является продуктом ранее установленной политики и по инерции, а не придуманными решениями, принятыми в ответ на изменение в стратегической среде региона»,- считают эксперты.
Три страны Южного Кавказа преследуют три совершенно разные внешнеполитические стратегии на фоне крупных геополитических изменений в регионе. Грузия твердо стоит на пути евроатлантической интеграции, стремясь как можно больше дистанцироваться от России. Армения проводит курс, нацеленный на поддержание связей в обоих лагерях: в России и на Западе. В свою очередь, Азербайджан хочет держать Россию и Запад на расстоянии.
Что касается замороженных конфликтов, предотвращение эскалации любого из замороженных конфликтов региона должно оставаться главным приоритетом политики США на Южном Кавказе. По мнению экспертов, кратковременное возобновление военных действий в прошлом году между Азербайджаном и Арменией выявило опасность, которую эти конфликты представляют для региональной безопасности и интересов США. Именно поэтому цель предотвратить конфликт «должна значиться в верхней части списка приоритетов дипломатии США в регионе».
«В случае, если боевые действия возобновятся, Россия и Турция будут косвенно задействованы, и, возможно, напрямую, из-за их связей с Арменией и Азербайджаном. В зависимости от хода конфликта, Иран также может стать участником. Конфликт может стать и вторичным театром действий в Сирии, где Иран и Россия преследуют цели, отличные от целей Турции»,- говорится в докладе.
Аналитики приходят к выводу, что Вашингтон должен активно взаимодействовать с тремя странами Южного Кавказа, поддерживая их внутреннюю трансформацию и интеграцию с международным сообществом. Прошлые попытки США повлиять на трансформационные изменения в регионе не оправдали ожиданий и вряд ли будут успешными, если будут сделаны попытки воспроизвести изменения. «Медленные и устойчивые обещания по-прежнему являются лучшим подходом к удовлетворению потребностей стран Южного Кавказа и интересов США в регионе»,- считают они.