Во время двух пресс-конференций в Белом доме в ходе визита в Вашингтон президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган тихо ждал, пока репортеры атаковали президента Трампа вопросами о раскрытии секретов разведки во время встреч с главой МИД и послом России. "Для Эрдогана, привыкшего занимать центральную роль на сцене, но не привыкшего шутить с медиа, это был интересный момент", - пишет в своей статье в Washington Post аналитик Ишан Тарур.
По его словам, до начала визита одни аналитики отмечали потенциал для столкновения между заклятыми друзьями, другие говорили о возможности перезарузки. Однако, ни того, ни другого не произошло в свете того, что Трамп еще не оправился от предыдущей отрицательной реакции на свои ошибки. Автор характеризует заявления Трампа и Эрдогана в Белом доме как дружественные и формальные. «Однако, клише мало имеют общего с очевидными разногласиями между двумя странами»,- считает автор, указывая на две основные темы разногласий: решение США вооружать курдов и экстрадиция проповедника Фетхуллаха Гюлена.
Во время кратких заявлений Эрдоган упомянул обе проблемы, в то время как Трамп скорее бросил «подачку» Турции в виде упоминания Рабочей партии Курдистана (РПК) вместе с ИГИЛ, «но не сказал ничего о так беспокоящих Турцию вопросах в отношении сирийских курдов или проповедника, находящегося в изгнании».
Однако, аналитик полагает, что это, возможно, устраивает обе стороны. По мнению некоторых экспертов, Турция даже готова принять вооружение курдов с некоторыми условиями: в частности, США должны дать гарантию, что оружие не будет использовано против Турции, а также ни в коем случае не допустить управление курдами городом Ракка. В то же время, Турция продолжит наносить удары по позициям РПК и курдским отрядам самообороны в Сирии и Ираке, а США скорее всего будут смотреть в сторону.
То же с Гюленом. Некоторые эксперты полагают, что Эрдоган, возможно, также не заинтересован в его экстрадиции с учетом того, что ему удавалось повесить на Гюлена все грехи, а его арест превратит его из внешнего врага в мученика.
Подводя итоги, Тарур пишет, что Трамп и Эрдоган не собираются начинать новую эру в отношениях между двумя странами. Национализм, исповедуемый Эрдоганом, означает, что ему теперь суждено держать Запад на расстоянии вытянутой руки.
«Основные акторы в США больше не воспринимают Турцию, как главного союзника, а как раздражителя, как страну, не сумевшую предпринять решительных шагов против Исламского государства в первые дни войны», - считает Аарон Штейн, старший научный сотрудник центра «Atlantic Council».