Директор Национального исследовательского института развития коммуникаций (НИИРК) Владислав Гасумянов в кулуарах презентации результатов мониторинга и рейтинга дружественности коммуникационных режимов постсоветских стран прокомментировал ИАЦ VERELQ ситуацию в армяно-российских отношениях и их перспективы.
— Я уже немножко ознакомился с данными рейтинга. В случае с Арменией, с одной стороны, Армения поднялась на одно место, но в абсолютных цифрах положительное отношение к России снизилось. Как Вы оцениваете ситуацию с отношением армянского общества к России? И, на Ваш взгляд, какие тенденции есть?
— Во-первых, я хотел бы сказать, что в докладе мы оцениваем не отношение России к Армении или Армении к России, а тот коммуникационный режим, который существует в стране и позволяет нам выстраивать эти отношения. Это принципиальное различие.
Что касается Армении, её нельзя рассматривать в отрыве от процессов, происходящих на постсоветском пространстве. Постсоветское пространство — это не просто территория вокруг Российской Федерации, это центр наших стратегических интересов. Здесь вопросы безопасности, экономики, миграции, культуры, образования и так далее. Говоря об Армении и взаимоотношениях с ней, подчеркну: это нелинейный и непростой вопрос. Отношения складываются из многих аспектов — межгосударственных, гуманитарных, общественных, культурных. Их нельзя упрощать.
Если говорить в целом, то мы наблюдаем некоторое лёгкое охлаждение, а точнее — определённую переориентацию. На человеческом, бытовом уровне отношение остаётся положительным или нейтральным. Однако в вопросах политического диалога и межгосударственных отношений существуют проблемы.
Но всё упирается в целеполагание. Те, кто хотят решать вопросы, ищут пути их решения. Те, кто не хотят, ищут поводы и причины, чтобы объяснить своё действие или бездействие. Поэтому вопрос отношения носит многоканальный, многоспекторный, многокомпонентный характер.
— На Ваш взгляд, чего ожидать от армяно-российских отношений в ближайший год? Это будет геополитическая переориентация Армении или, как Вы отметили, определённое охлаждение с последующим потеплением?
— Скажу своё мнение. Мы много говорим о многополярном мире. Но многополярный мир подразумевает многовекторность. И нужно честно говорить: если мир многополярный, то ни у кого нет эксклюзивности и монополии на выстраивание отношений исключительно по своему усмотрению. Страны начинают искать прагматические и альтернативные пути.
Россия считает, что помогает формировать новую архитектуру международных отношений и предлагает альтернативные подходы, направленные на укрепление стабильности в регионе. Поэтому Армения, как и другие страны региона — Грузия, Азербайджан, Иран и другие — почувствовала возможности многовекторности.
Не хочу никого обидеть неосторожным словом, но у всех есть проблемы роста. Армения — древняя страна, однако как современное независимое государство в нынешнем виде она относительно молода. Поэтому естественно, что возникают поиски, желание попробовать разные направления. Однако есть базовые вещи, от которых сложно отказаться. Просто требуется время для осмысления происходящего.
Айк Халатян