11.12.2025
Визит Пашиняна из Германии в Москву действительно заслуживает внимания
prev Предыдущие новости

Татул Манасерян: Азербайджан не ищет мира с Арменией, он ищет рычаги давления (интервью)

Фото: jam-news.net
Фото: jam-news.net

В условиях стремительно меняющейся геополитической карты Южного Кавказа вопросы экономической безопасности Армении выходят на первый план, переставая быть чисто хозяйственными задачами. Любое торговое решение сегодня - это уравнение с множеством политических неизвестных.


В последнее время в информационном поле, в том числе с подачи официальных лиц, всё чаще звучат дискуссионные темы: возможная закупка нефтепродуктов у Азербайджана, транзит грузов через «недружественные» коридоры и новая роль Казахстана в продовольственном снабжении республики. Где проходит тонкая грань между экономической целесообразностью и угрозой национальной безопасности? Является ли диверсификация рынков спасательным кругом или же ширмой для новой формы зависимости?


Чтобы разобраться в этих хитросплетениях, VERELQ обратился к доктору экономических наук Татулу Манасеряну. В интервью экономист дает жесткую оценку попыткам наладить торговые связи с Баку на фоне агрессивной риторики соседей, анализирует «пшеничную дипломатию» Казахстана и ставит под сомнение реальные мотивы интереса Евросоюза к региону.



На фото: Татул Манасерян


VERELQ: Господин Манасерян, сейчас обсуждается вопрос закупки у Азербайджана нефтепродуктов. Скажите, пожалуйста, насколько с экономической точки зрения это реалистичный момент, а также с точки зрения энергетической безопасности Армении? Насколько это уместно?


Татул Манасерян: Я считаю, что не надо предвосхищать события, потому что Азербайджан пока не ведёт себя так, как ожидается, так скажем мягко. Азербайджан пытается использовать любую возможность, чтобы Армения была в зависимой ситуации. И тем более для Азербайджана будет большим подарком, если эта зависимость будет от самого Азербайджана.


Я считаю, что не надо допускать сейчас преждевременно экономическую зависимость, потому что нет никаких гарантий, учитывая также риторику высокопоставленных руководителей, начиная с президента, кончая министрами и депутатами в адрес Армении. Это говорит о том, что пока нет никаких гарантий, никаких оснований довериться, а тем более заменить имеющиеся источники одним источником, если даже это будет экономически выгодно Армении. Так что я считаю, что это преждевременно.


VERELQ: Да, понятно, но с другой стороны есть два важных момента. Первое — это репутационные издержки. Какая компания вообще может в целом пойти на это? А второе — вообще целесообразность. Сам Азербайджан тоже в плане нефтепродуктов зависим от внешних рынков, то есть он тоже импортирует нефтепродукты. Насколько в этом плане азербайджанские нефтепродукты пригодны для импорта?


Татул Манасерян: Ну, я уже не говорю о качестве. Речь не идёт пока о качестве. Этим должны заниматься тогда, когда настанет час. Но сейчас, я думаю, что не об этом речь идёт. Идёт речь о целесообразности. И надо взвесить просто все аргументы, за и против. И тогда станет очевидно, что Азербайджан просто манипулирует этим, а не стремится реально наладить какие-то связи и быть наравне с Арменией в какой-то области. Понятно.


VERELQ: Вот и до этого был вопрос транзита через Азербайджан грузов — ну, в данном случае пшеницы. Из России пришла партия пшеницы, из Казахстана — тоже. А на это как вы смотрите? Это с экономической точки зрения разнообразие?


Татул Манасерян: Именно с этой точки зрения надо рассмотреть. С другой стороны, Казахстан имеет очень тесные связи с Азербайджаном, и Казахстану это очень выгодно. Вот здесь нет таких веских сомнений о том, что Казахстан манипулирует или имеет какие-то тайные цели. Я думаю, что это для того, чтобы Казахстан разнообразил свой экспорт и импорт тоже, в том числе. Казахстан пытается развивать связи со всеми возможными странами, в том числе с Арменией. И этот договор, и договорённость с Азербайджаном Казахстан имел несколько лет тому назад, если я не ошибаюсь, уже пятый год.


И вопрос стоит: а кто же автор, инициатор импорта зерна из Казахстана? По крайней мере, я не считаю, что это власти Армении, сегодняшние власти, поскольку сами были в удивлении от этого. То есть первая реакция всех представителей власти и депутатов говорит о том, что, ну, не может быть такое, что тем более сегодняшние власти инициировали что-то и, так скажем, не «продали высокой ценой» гражданскому обществу. Я думаю, что это очевидно, и двухсторонние связи между Казахстаном и Азербайджаном не надо переводить на другую плоскость.


VERELQ: И последний вопрос в плане учащения связей Армении с Европейским Союзом. Европейский Союз тоже говорит о том, что нужно, так скажем, снизить экономическую зависимость, привести Армению к экономической диверсификации. На это выделяются средства. Как вы на это смотрите?


Татул Манасерян: Понятно, что не будут экономить на этом, потому что есть очень далеко идущие цели, и Азербайджан, и Турция сообща будут делать всё возможное для того, чтобы достигать своих целей поэтапно.


VERELQ: А в чём заключается эта цель?


Татул Манасерян: Ну, я думаю, что тут уж никакой загадки и тайны нет. Это создание единого Пан-Турана, как называется проект Туранского государства или пантуранизм. Об этом много говорится и не первый год.


VERELQ: То есть Европейский Союз тоже может этому помочь, да? Как?


Татул Манасерян: Европейский Союз просто не имеет альтернатив, потому что с точки зрения безопасности зависит от Турции. И не только. Имеем в виду то, что армия Турции является самой мощной в Европе (среди стран НАТО в регионе). И для Европы потерять такую силу... я думаю, что из-за маленькой Армении ни один европеец не пойдёт на это.