По словам министра обороны Сурена Папикяна, акцент на формировании профессиональной армии является основой законопроекта о сокращении срока военной службы на шесть месяцев, то есть до 1,5 лет. Проект обсуждается в парламенте.
Это, по всей видимости, похоже на попытку почесать левое ухо правой рукой, мягко говоря.
Я всецело поддерживаю идею о том, чтобы Армения расширяла профессиональную составляющую в вооруженных силах, все больше увеличивая удельный вес профессионального сегмента в численности армии.
Однако логика подсказывает, что сокращение срока срочной службы должно быть не одним из первых, а одним из последних шагов — когда уже будет такая статистика и объем профессионального сегмента, при которых этот показатель будет сопоставим с объемом сокращения личного состава в результате уменьшения срока службы.
Например, условно говоря, сокращение срока службы на шесть месяцев неизбежно приведет к сокращению численности на четверть — постепенно, как минимум через два года. Возникает вопрос: будет ли у Армении через два года такая численность профессиональных вооруженных сил, которая фактически восполнит это сокращение?
С большой долей вероятности — нет, потому что, мягко говоря, наивно полагать, что правительство, которое остерегается выражения «боеспособная армия», создаст боеспособную профессиональную армию.
Следовательно, очевидно, что в основе инициативы по сокращению срока службы лежат как минимум выборы 2026 года или же, параллельно с этим, какое-либо новое условие Азербайджана к Армении, касающееся численности вооруженных сил.
«Поставленное в Армению оружие должно быть возвращено. Это наше условие, и кто как хочет, пусть так и воспринимает. Я говорю свое слово, и те, кто стоит за их спиной, также знают, что если мы что-то говорим, то мы относимся к этому очень серьезно». Это заявление Ильхама Алиева, сделанное 8 января в ходе интервью азербайджанской прессе.
И до этого Алиев неоднократно говорил о «демилитаризации» Армении.
И на этом фоне, когда де-факто первое лицо Армении заявляет, что следует использовать выражение не «боеспособная армия», а «обороноспособная армия», мягко говоря, возникают основания для подозрений, что сокращение численности вооруженных сил — это не что иное, как очередной пункт в ряду обязательств Армении по «поддержанию мира».
Аналитический обозреватель Акоп Бадалян