Через год после крупной вспышки насилия процесс урегулирования карабахского конфликта снова находится в опасности. Международное сообщество может либо ждать войны, либо выбрать дипломатическую шоковую терапию. Об этом в своей статье на сайте Chatham House пишет аналитик Лоуренс Броерс.
По его словам, прошлый год продемонстрировал устойчивость «армяно-азербайджанского тупика. «Не было достигнуто существенного прогресса в отношении обязательств, взятых на себя сторонами в Вене. Инциденты насилия, возобновляющиеся вдоль линии соприкосновения стали обычным делом, а мирный процесс приостановился, зависнув в опасной пустоте»,- пишет аналитик.
Однако, автор отмечает, что сегодняшняя ситуация отличается от той, которая сложилась год назад. «Во-первых, сегодняшняя ситуация более опасна, чем год назад. Если мы согласны с мнением большинства аналитиков, считающих, что Азербайджан стоял за эскалацией в апреле прошлого года, то Баку теперь рискует продемонстрировать, что то, что они считают основным источником рычага воздействия на мирный процесс, неэффективно», - считает Броерс.
По мнению автора, явно просматриваются стратегии конфликта, но определенно нет стратегии достижения мира. Соглашения, достигнутые в Вене, показывают, что, когда международное внимание сосредоточено и скоординировано, стороны могут сотрудничать. Однако невнимание международного сообщества «в сочетании с внутренним давлением со стороны национального руководства, привели к привычному невыполнению обязательств со стороны воюющих сторон и посредников».
В публикации отмечается, что если ОБСЕ не будет готова увидеть и управлять вторым крупным международным конфликтом на своей территории, необходимо срочно предпринять значительные международные усилия для того, чтобы представить и сформулировать стратегию мира как альтернативу.
"Потребуется существенный импульс для концентрации необходимого международного внимания и ресурсов на конфликт, с которым всем удобно. Эта динамика может наступить в результате новой крупной войны, или же может стать результатом новой крупной многосторонней инициативы, предотвращающей, а не поощряющей насилие»,- резюмирует аналитик.