23.11.2024
Политолог: Выкуп Бабаяна - отказ Сейрана Оганяна от поствыборных протестных акций
prev Предыдущие новости

«Апрельская война» год спустя: урегулирование отдаляется, риски войны растут – эксперты

"Апрельская война" была первым успехом Азербайджана в локальных боевых действиях в зоне карабахского конфликта и развеяла легенду о неуязвимости Армении и Карабаха. Эти события также показали, что коррупция является главным врагом Армении как внутри страны, так и в плане обеспечения ее обороноспособности. Об этом в ходе обсуждения в Ереване 29 марта на тему «Спустя год после апрельской войны: оценки переговорным усилиям» заявил глава Центра региональных исследований Ричард Киракосян.


Между тем, по его словам, необходимо учитывать, что Армения не была полностью вовлечена в апрельские военные действия. «Апрельские события были также фактором перекашивания внимания азербайджанского общества от внутренних проблем. Несмотря на то, что есть риск возобновления войны, но с тех пор ситуация изменилась. Армянские войска лучше вооружены, и при эскалации ущерб обеим сторонам будет не сопоставим с прежними масштабами. Сейчас, если начать войну с целью добиться каких-то успехов, то необходимо применять тяжелое вооружение, даже оружие массового уничтожения и технику. Целью будет также гражданское население. То есть, последствия будут весьма плачевными для всех сторон конфликта», - сказал Киракосян.


Глава аналитического центра «Модус вивенди», экс-посол Армении в Канаде Ара Папян не согласился с тезисом Киракосяна о том, что Баку год назад добился успеха по итогам апрельской эскалации. «Смотря как мы определяем успех. Если учесть, что он взял под контроль определенные территории то да, но если целью был разгром оборонной линии и проникновение во внутрь Карабаха с разных сторон, то этого не случилось», - сказал он. Ему кажется, что при эскалации ситуации в зоне конфликта, могут быть применены новые виды вооружений, последствия которых «будут очень плачевными». «Сейчас укрепилась также позиция Армении и Карабаха в переговорах. До этого спокойно обсуждался вопрос сдачи территорий», - сказал Папян.


Эксперт фонда Карнеги, эксперт по вопросам Южного Кавказа Томас де Ваал считает, что ситуация в зоне конфликта этом в году может быть более опасной. «Есть новый риск эскалации ситуации, но новые военные действия будут весьма разрушительными. Да, были предприняты превентивные усилия в Вене и Санкт-Петербурге с участием посредников после апрельской войны, но достигнутые договоренности по внедрению механизмов расследования случаев нарушения перемирия в зоне конфликта и расширению потенциала офиса Каспшика не претворились в жизнь», - сказал эксперт.


На его взгляд, причиной пробуксовки выполнения венских договоренностей является недостаточное вовлечение международных посредников. «Может быть проблема в том, что не хватает достаточного вовлечения международных дипломатических усилий. То есть, не были предприняты достаточно усилий для выхода из кризиса. Смотрите, глава МИД России Сергей Лавров - хороший дипломат, но он не взял на себя серьезную ответственность для выполнения венских договоренностей. Выход, на мой взгляд, возвращение к формату МГ ОБСЕ и укрепление его позиций», - сказал де Ваал.


Между тем он признал, что Россия - центральный игрок в урегулировании карабахского конфликта. «Роль России – велика в вопросе примирения сторон. С другой стороны у сторон есть мнение, что Россия играет также важную роль в вопросе эскалации ситуации (эксперт забывает, что именно усилиями России удалось приостановить боевые действия в зоне карабахского конфликта в апреле прошлого года – ред.). Однако здесь должны решающую роль играть все три страны сопредседатели МГ ОБСЕ. Франция пока не проявляет большую активность, что печально. Но думаю, что Россия и США, как и в прошлом, могут вести эффективное сотрудничество в вопросе карабахского конфликта», - сказал он.


Аналитик «Международной кризисной группы» (International Crisis Group) Магдалена Гроно подчеркнула, что эскалация в Карабахе в апреле прошлого года была попыткой нейтрализации влияния международных игроков, в частности сопредседателей в этом вопросе. «Переговоры в Вене были попыткой вернуться этому формату. Однако особенно после апрельских событий в процессе урегулирования уровень недоверия между сторонами конфликта просто зашкаливает. Практически нет надежды на прогресс, однако это не означает, что нужно умывать руки», - сказала она.


По ее словам, сейчас нужно предпринять усилия для заполнения переговорного вакуума и предпринять усилия в направлении урегулирования. «После апрельских событий в обеих сторонах конфликта зашкаливают и патриотические настроения. В связи с этим в будущих переговорах обсуждение вопроса компромисса будет очень сложным. Мои визиты в Баку и Ереван не внушили мне оптимизма, что стороны готовы к компромиссам. Это существенно усложняет будущие переговоры. Очень сложно обсудить какие-либо компромиссы в этой ситуации. Это трагедия с точки зрения разрешения конфликта. Это также причина того, что оба общества строго отделены друга от друга», - заключила она.


С другой стороны, дискурс миротворчества с разным уровнем успеха наблюдается как в Армении, так и в Азербайджане, но, по ее словам, стороны его понимают по-своему. «Стороны относятся к этому, прежде всего, так - мир на наших условиях. Здесь очень крепкие позиции у сторон конфликта. То есть, уступки ожидаются только с противоположной стороны. Повторюсь, это существенно усложняет ситуацию в переговорах», - сказала она.


В этом плане, по мнению Томаса де Ваала, необходимо учитывать, что в отличие от Армении Азербайджан - закрытое общество. «Люди в своих домах, конечно, говорят, что не желают войны, они желают мира. Но в азербайджанском обществе есть фрустрация по поводу потери территорий. Под территориями я имею ввиду районы вокруг Карабаха. Ясно, что Карабах, в конце концов, должен обрести какой-то суверенный статус под гарантии Армении. Не думаю, что Карабах будет в составе Азербайджана. Может быть, независимость или конфедерация с Азербайджаном. Вот какими будут международные гарантии - другой вопрос. Но эти районы должны быть возвращены. Это обсуждается в переговорах. Когда же в Азербайджане не слышат от Армении готовности вернуть эти территории, там фрустрация углубляется», - заключил де Ваал.

О некоторых фигурантах антироссийского дискурса в Армении
Следующая новость next

Регион

Все новости