Внешнеполитический выбор Армении в канун парламентских выборов вновь стал одной из актуальных тем предвыборной кампании политических сил. При этом агитационная кампания активно сопровождается попытками «ревизии» этого курса со стороны некоторых партий и блоков.
В частности, утверждается, что участие Армении в Евразийском экономическом союзе и Организации договора о коллективной безопасности не соответствует национальным интересам республики, и в случае победы на выборах, эти силы намерены пересмотреть членство Еревана в этих объединениях.
В начале отметим, что основным рупором и катализатором недовольства в отношении России остаются действующие в Армении на западные гранты неправительственные организации. В Армении сегодня действует пара сотен НПО, пропагандирующих, по их мнению, европейские ценности и ведущих активную агитацию против развития стратегических связей Армении с Россией.
О влиянии западных НПО на общественные настроения, а также их попытках расшатать ситуацию в Армении по сценарию украинского майдана неоднократно в своих публикациях утверждали и представители «Международной общественной организации гуманитарного развития».
По сравнению с остальными странами ЕАЭС и тем же Азербайджаном, в Армении существует сравнительно свободное поле для деятельности прозападных организаций, официально финансируемых американскими, германскими, французскими и иными западными фондами, в реальности же контролируемых иностранными спецслужбами.
К примеру, фонд «Евразия» в течение последних лет профинансировал общественный сектор Армении на 15 млн долларов, а весь объем финансирования в Армению фонда «Сорос» составляет на сегодняшний день 24 млн долларов. Именно эти организации считались чуть ли не главными спонсорами «цветных революций» на постсоветском пространстве, финансирование коих поступало через американский фонд «Поддержки демократии в Восточной Европе» (Support for East European Democracy — SEED), а также «Freedom House» - зонтичной структуры фондов «Сорос» и «Евразия».
Среди организаций, действующих внутри Армении и получаемых обильные финансировнаие со стороны американских и европейских фондов, следует отметить «Ванадзорский офис Хельсинкской гражданской ассамблеи», «Армянский Хельсинкский комитет» «Женский ресурсный центр», журналистский клуб «Аспарез», Ереванский пресс-клуб, Ассоциацию «Европейское право», «Общество без насилия», «HETQ», «Союз информированных граждан», Антикоррупционный центр «Transparency International».
Формально деятельность многих этих структур направлена на укрепление прав человека и верховенство закона, борьбу с коррупцией, развитие демократии, реформирование избирательной системы. На практике же, так или иначе указанные организации работают против российского присутствия в Армении.
Взять, к примеру, тот же «Союз информированных граждан». Согласно некоторым сведениям, союз этот, как и многие подобные организации в Армении, финансируется Национальным фондом демократии. Об этом хотя бы косвенно может свидетельствовать и то обстоятельство, что руководитель этой организации Даниил Иоаннисян и его немногочисленные сторонники периодически устраивают акции против тех или иных армяно-российских проектов и инициатив. В прошлом году «Союз информированных граждан» вместе с некоторыми другими единомышленниками проводили митинги против соглашения об армяно-российской Объединенной системе ПВО. Затем их мишенью стал договор о создании Совместной группировки войск Армении и России.
В прошлом году Иоаннисян прославился еще и тем, что устроил акцию у здания российского посольства в Ереване в поддержку... Надежды Савченко. Казалось бы, чего общего между армянским «гражданским активистом» и украинской наводчицей. Однако антироссийский зуд – вещь сильная, способная объединять наводчиц и политиков разного пошиба постмайданной Украины и Армении, где майданные сценарии, благо, пока что терпели провал.
От своих товарищей по оружию – НПО-шников пытаются не отставать и политические силы. Речь, в частности, идет о блоках «Елк» («Выход»), «Оганян-Раффи-Осканян» (ОРО) и партии «Свободные демократы». Несмотря на некоторые различия в подходах и методологии выстраивания внешней политики, можно с некоторыми оговорками утверждать, что все они так или иначе выступают против нынешнего формата и повестки отношений между Арменией и союзнической Россией.
«Елк» был создан при помощи слияния трех партий – «Гражданского договора», возглавляемого Николом Пашиняном, экс-соратником первого президента Армении, «Просвещенной Армении», основанной в 2015 году беспартийным депутатом Эдмоном Марукяном, и «Республики», возглавляемой Арамом Саркисяном – братом покойного Вазгена Саркисяна. За плечами всех трех лидеров – богатый опыт взаимодействия с западными фондами и структурами. А многочисленные пропагандистские клише типа «Россия сдает Армению», «Москва задействует план Лаврова по Карабаху», «Россия – основной источник угрозы», давно стали неотъемлемой частью их политической риторики.
«Елк» считает, что вступление Армении в ЕАЭС было неправильным решением, ставится под сомнение и членство в ОДКБ. Но вместе с тем, участие Еревана в этих организациях – свершившийся факт, и «Выход» не обещает скорейшего выхода Армении из них, поскольку сначала необходимо тщательно проанализировать возможные риски и угрозы. Тем не менее, европейский вектор Армении провозглашен в качестве приоритетного направления предвыборной программы этого альянса.
Куда более радикальной позиции придерживаются «Свободные демократы». Лидер партии Хачатур Кокобелян, также в прошлом сторонник Левона Тер-Петросяна - крупный бизнесмен. Созданная в июне 2011 года не без активного содействия американского посольства партия предлагает скорейший выход Армении из ЕАЭС и ОДКБ и стремление к более тесной интеграции в евроатлантические структуры – НАТО и ЕС, с дальнейшим вступлением в эти организации. По списку «Свободных демократов» в депутаты метит и экс-премьер Грант Багратян. «Свободные демократы», также как и блок «Елк» активно работают с европейскими и в частности, немецкими фондами Конрад Аденауэр, Фридрих Эберт и другими НПО.
Куда более богатый опыт сотрудничества с западными организациями и бизнес-структурами имеет блок ОРО. Сформирован этот альянс экс-министром обороны Сейраном Оганяном и бывшими главами МИД Армении – Раффи Ованнисяном и Варданом Осканяном. Но при этом внутри блока существуют крайне противоречивые и разношерстные подходы по внешней политике.
О взглядах Оганяна известно не так уж много. Но с учетом бэкграунда в качестве кадрового военного, а также многочисленных контактов с Москвой, можно предположить, что Оганян больше склоняется к пророссийскому курсу. Возможно, в том числе и по этой причине ему оспенью прошлого года был предложен пост генсека ОДКБ, от которого он отказался.
Особый интерес представляют биографии двух других «эксов». Начнем с Осканяна. Уроженец сирийского Алеппо, Осканян с семьей впоследствии перебрался в США, получил там образование, у семьи был гранильный бизнес. В начале 90-хх. переехал в Армению, 1998 году возглавил внешнеполитическое ведомство, проработав на посту министра 10 лет.
Известны достаточно тесные связи Осканяна с семьей Хантсманов, известных своим «особым» отношением к России. Забегая вперед, напомним, что недавнаяя информация в СМИ о назначении Джон Хантсмана-младшего послом США в России вызвало видимый ажиотаж в российских медиа.
В Армении же популярность семья Хантсманов приобрела после Спитакского землетрясения в 1988 гг. В республике появилась мормонская неправительственная организация «International Relief and Development» (IRD), «Международная помощь и развитие», которая стала оказывать гуманитарную помощь и одновременно создавать различные структуры. Помощь была настолько велика (по некоторым данным до $20 млн), что в настоящее время в Гюмри есть школа и улица имени Джона Хантсмана (старшего), Хантсман стал почетным гражданином Гюмри и был награжден орденом Месропа Маштоца.
Все это позволило ему активно заниматься бизнесом в Армении через основанную в Ереване фирму «Хантсман билдинг продактс» - дочку корпораций «Полимер Материалс» и «Хантсман Интернейшнл». А в 1992 году с разрешения тогдашнего президента Левона Тер-Петросяна и в благодарность за содействие и гуманитарную помощь в Армении была официально зарегистрирована церковь мормонов. В последующие годы деятельность Хантсмана в Армении активно развивалась и расширялась, а главным пособником миллионера стал Осканян. Любопытно, что в последствии, уже после ухода с должности министра, против Осканяна было возбуждено уголовное дело по обвинению в растрате и присвоении средств Хантсмана, выделенных фонду Осканяна «Сивилитас» на благотворительные цели. Уголовное дело, изначально многими связываемое с оппозиционной активностью Осканяна, впоследствии было свернуто, однако осадочек, как говорится, остался.
Схожую во многом политическую биографию имеет и Раффи Ованнисян. Уроженец Калифорнии, он приехал в Армению в 1991 году, став первым министром иностранных дел молодой республики. В 1993 году основал действующий по сей день Армянский центр стратегических национальных исследований, чья деятельность в целом направлена на пересмотр нынешней пророссийской повестки – выход из ОДКБ, вывод 102-ой российской базы и т.д.
Разумеется, влияние Запада на политические институты в Армении – явление весьма многогранное и многослойное. И одной публикацией данную тему невозможно исчерпать. Но почерк явно просматривается тот же, что в других постсоветских странах – это активное внедрение «агентов влияния» в политическую систему страны, щедрое финансирование разного рода структур и «гражданских» инициатив, наличие антироссийской риторики как краеугольного камня во всей этой нехитрой конструкции.
Аналитическая редакция ИАЦ VERELQ