24.11.2024
Карапетяна на посту премьера после выборов хотят видеть более 80% граждан Армении
prev Предыдущие новости

Эксперт: Из за давления США и ЕС странам ЕАЭС важно иметь согласованную стратегию

Процессы межгосударственной интеграции в экономической, политической и иных сферах на постсоветском пространстве - принципиально новое поле нормотворчества, которое начало формироваться после упразднения СССР буквально с нуля, если не иметь в виду правовую базу Европейского союза, которая стала своеобразным правовым «модельным рядом» для Евразийского экономического союза как наиболее близкому к ЕС постсоветскому интеграционному формату. Об этом в ходе круглого стола «ЕАЭС- союз суверенных государств: органы управления, этапы и перспективы развития» заявил эксперт, член Евразийского экспертного клуба Григор Баласанян.


По его словам, процесс тотального обновления национальных правовых систем государств-членов СНГ не мог быть синхронным и поэтому очень скоро в правовом поле бывшего СССР появились как минимум три проблемы: концептуальная и иная рассинхронизация правовых систем постсоветских государств, нарастание противоречий между национальными правовыми системами и международным правом и нарастание противоречия между потребностью каждой из стран СНГ защитить свой национальный рынок и теми правилами, которые установлены нормами ВТО и других регулирующих международных органов и организаций.


«Учреждение СНГ, ЕврАзЭС, Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России позволили странам постсоветского пространства приблизиться к решению следующих задач: синхронизировать процесс правотворчества, определить пределы национальных юрисдикций, приступить к формированию нового (евразийского) правового поля, то есть определить пределы евразийских юрисдикций. Важным средством в этой работе стал принцип «унификации национальных законодательств», которая должна проходить не только путем механического смешения национальных правовых систем, но его модернизации под задачи евразийской интеграции и цивилизационного развития»,- отметил он.


Баласанян заметил, что своевременность формирования нового, евразийского правового поля, защищенного от тех норм международного права, которые вступили в противоречие с национальными правовыми системами, подтвердилась в ситуации по отношению к Российской Федерации. Россия и ее партнеры по СНГ и ЕАЭС оказались самодостаточным и довольно устойчивым субъектом международного права, а евразийская экономика-достаточно защищенной в правовом отношении от санкций и иных репрессивных мер.


На его взгляд, отдельный интерес из себя представляет договорная база евразийской интеграции и формирование Единого экономического пространства. С момента учреждения ТС в пространстве Северной Евразии начался интенсивный процесс правового обеспечения формирования Единого экономического пространства и соответствующих унификации национальных правовых систем в области таможенного, налогового законодательства, сертификации продукции и т.д. С момента вступления в силу Договора о ЕАЭС работа по совершенствованию договорной базы евразийской интеграции была не просто продолжена - она вышла на новый уровень.


«По мнению экспертов, формирование евразийского правового пространства началось с подписания Договора о создании СНГ, то есть можно сказать, что полного разрушения советского правового поля не произошло. Очевидно, что экономическая интеграция предполагает сближение правовых систем не только в сфере экономики, но и в сфере социальных и иных отношений. А кроме экономической интеграции перед лидерами СНГ встал вопрос о коллективной безопасности»,- напомнил он хронологию. Баласанян также напомнил, что ОДКБ, в отличии от НАТО, не навязывает членство в Организации максимально широкому кругу участников и не «играет мускулами», демонстрируя военную мощь.


«Жесткое соблюдение договоренностей и взятых на себя обязательств способствуют тому, что ОДКБ превращается во все более авторитетную организацию региона. Более того, можно утверждать, что ОДКБ становится базовой структурой обеспечения безопасности в Евразии в целом, ядром единой системы взаимодействия с СНГ, ЕАЭС, ШОС, и т.д. на основе четко разграниченных или интегрированных мандатов их деятельности».


Баласанян отметил, что важное значение имеет взаимодействие стран ЕАЭС с Евросоюзом, ВТО и иными международными экономическими объединениями, хотя прошлое показало, что США и ЕС в этом плане применяют двойные стандарты. Как бы там не было, политическое давление на страны ЕАЭС со стороны США, ЕС и других государств и международных структур свидетельствует о том, что странам евразийского пространства важно иметь ясную и согласованную долгосрочную экономическую стратегию, позволяющую при вступлении во ВТО максимально защитить собственные экономические интересы. Оптимальным, в этом смысле, было бы для стран-членов ЕАЭС вступить в ВТО коллективно и после того, как в рамках евразийской интеграции будут сформированы полноценные и защищенные региональным законодательством единые таможенные и валютные территории.


«Отношения ЕАЭС и ЕС непростые. Европейские чиновники занимают в отношении организации откровенно враждебную или же настороженную позицию и связывают с урегулированием отношений с Россией»,- резюмировал он.


Отметим, что круглый стол организован исследовательско - аналитической общественной организацией «Интеграция и развитие», научно-образовательным фондом «Нораванк», Евразийским экспертным клубом и Национальным фондом поддержки социальных программ РФ.


 

Президент Армении: у ЕАЭС большие перспективы
Следующая новость next

Регион

Все новости