Заявление Дональда Трампа о намерении США создать так называемые "зоны безопасности" в Сирии вызвало негативную реакцию в Москве: Кремль дал понять, что не позволит расширения военного присутствия американцев в этой стране.
Как считает тюрколог, член-корреспондент Парижского центра дипломатических и стратегических исследований Айдын Мехтиев, Россия претендует на роль главного игрока не только в Сирии, но и на всем Ближнем Востоке.
«Яркое тому подтверждение — создание двух геополитических треугольников: "Россия — Турция — Иран" и "Россия — Турция — Израиль", два участника которых — Израиль и Иран — не имеют дипломатических отношений и находятся в состоянии "холодной войны" друг с другом. Однако сильный козырь Москвы в том, что в отличие от Вашингтона Россия сохраняет дружеские отношения как с Тегераном, так и с Тель-Авивом», - сказал он.
По его словам, неслучайно в первой половине марта, с интервалом в шесть дней (9-го и 15-го марта), в Кремле вели переговоры с Владимиром Путиным сначала премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху, а затем турецкий лидер Реджеп Эрдоган. А в конце марта Москву посетит президент Ирана Хасан Роухани, отмечает pravda.ru.
Мехтиев заметил, что недавняя угроза Дональда Трампа нанести военный удар по Ирану заставила Тегеран устами спикера парламента Али Лариджани заявить о возможности создания "стратегического" союза с Россией. «То есть Тегеран хочет закрыться "оборонным зонтиком" России от возможной атаки США. Возможно, именно эту тему будет обсуждать с Владимиром Путиным в конце марта в Кремле президент Роухани», - считает востоковед.
По словам эксперта, Кремль пока не ответил эту инициативу Тегерана, чтобы не вызвать раздражения Вашингтона. Но тем не менее Иран, возможно, вскоре станет полноценным членом ШОС, и тогда сама Шанхайская организация может превратиться в оборонный альянс с участием Ирана и станет противовесом НАТО. А пока Москва проводит с Ираном согласованные военные операции против ИГИЛ в Сирии.