24.04.2025
110 лет памяти и боли: мир вспоминает Геноцид армян
prev Предыдущие новости

Эксперт: в Турции нет повестки об открытии границ или развитии отношений с Арменией

Как можно оценить итоги форума в Анталии для армянской стороны? Чем обусловлена нынешняя политика армянских властей в отношении Турции даже несмотря на отказ Анкары от выполнения достигнутых договоренностей? Пересмотр подходов к вопросу Геноцида армян изменит политику Турции в отношении Армении и армянского народа?


На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил к. ист. н., тюрколог Варужан Гегамян.


Как вы оцените итоги форума в Анталии и ожидания армянской власти от него? Потому что мы видим, что армянская сторона в итоге не смогла добиться реализации даже достигнутой ранее договоренности об открытии границ для граждан третьих стран и обладателей дипломатических паспортов.


Если оценивать форум с точки зрения именно армянской, то там ничего хорошего, ничего тем более интересного не было. Но армянская сторона, представленная де-факто властями Армении, попыталась в очередной раз показать, что они работают не только не против турецкой власти или турецкой политики, но и работают в русле турецкой политики в целом в регионе. Об этом, собственно, говорилось несколько раз, отмечалось это несколько раз в интервью как главы армянского МИД, так и других представителей армянской власти. И, собственно, эти высказывания были нацелены на то, чтобы показать турецкой стороне, в том числе и, кстати, турецкому обществу, собственно, поэтому были эти интервью организованы, что «ребята, мы вообще можем быть союзниками, мы можем быть вместе, мы можем работать вместе» и так далее. И, конечно же, это попытка как-то, что называется, умиротворить врага, но не понимая, что это вообще неэффективно, или понимая, что это неэффективно, но все равно делает. Поэтому, с этой точки зрения, единственное, чем запомнилось посещение армянской делегации в Анталию, собственно, заключается именно в этом.


С точки зрения того, почему какие-то договоренности не были реализованы, то здесь все очевидно. Я и мои коллеги неоднократно повторяли, что для турецкой стороны те, скажем так, идеи и предложения, которые есть на столе: и об открытии границ, о заключении каких-то договоров, о каком-то сотрудничестве, преследует не цель установить хорошие отношения с Арменией, а работают как приманка для того, чтобы добиться от армянских властей и, собственно, армянского общества, отказа от любого сопротивления, и (добиться) тех уступок, которые еще более ослабляют армянскую государственность. То есть предложение об открытии границ звучит хорошо, оно преподносится армянскому обществу как нечто большое, великое благо, но на самом деле Турция не преследует эту цель. То есть в Турции нет повестки об открытии границ, о мирном сосуществовании или тем более о развитии каких-то экономических, политических отношений с Арменией. Единственное, что есть на повестке дня — это максимально усилить давление на Армению, чтобы добиться максимальных уступок, таких, которые приведут к еще более ослаблению армянского государства, чтобы оно не могло больше дальше сопротивляться.


Но мы видим, что армянские власти все-таки не отказываются от своей политики в отношении Турции. Более того, несмотря на отсутствие каких-то конкретных результатов, они пытаются всячески убедить общество, что, хотя бы на турецком фронте есть определенный прогресс. О чем это говорит? Это непонимание ситуации или нежелание, исходя из внутриполитических причин, признавать реальность?


Мне кажется, что вопрос непонимания почти отсутствует. Потому что большая часть представителей власти очень хорошо понимает.


Второе. Конечно же, это имеет не то что внутриполитическую сторону, а имеет важность в том числе и для внутренней политики. Потому что можно уже легко и смело говорить о том, что легитимность нынешней власти в некотором смысле держится на поддержке со стороны Турции и Азербайджана. Поддержкой так называемой якобы «повестки мира», которая преподносится со стороны действующих власти армянского общества, как единственное, что можно продать, за что их надо держать во власти. И поэтому мы видим, что они держатся за эту поддержку, причем поддержка она очень такая своеобразная, она на самом деле поддержка до той поры, пока работает на турецкую и азербайджанскую повестку. То есть нельзя говорить, что власти Армении – это друзья Эрдогана с Азербайджаном. Нет, они просто в каком-то смысле служат теми акторами, которые продвигают турецкую повестку. И, собственно, поэтому власть держится за эту линию, потому что цена недержания за эту повестку означает потерю власти.


Мы видим, что со стороны властей Армении определенные заявления, месседжи, которые можно оценить, как пересмотр традиционного нашего подхода к Геноциду армян. И власть пытается убедить общество, что это такой шаг, который поможет как-то обезопасить Армению от Турции. На Ваш взгляд, это как-то изменит политику Турции в отношении Армении и армянского народа?


Конечно, нет. Например, у сирийцев не было повестки геноцида со стороны османцев. У езидов не было повестки международного признания геноцида езидов со стороны Османской империи. И так далее, и так далее. Этот список можно продолжить. Но Турция продолжает нападать, Турция продолжает видеть в них стратегические цели для своего завоевания, и то же самое касается Армении. Поэтому говорить о том, что отказ от признания Геноцида армян поможет как-то улучшить отношения (Турции) с Арменией… Ровно наоборот. Международное признание Геноцида армян и борьба за это признание являлись, скажем так, в достаточно узком арсенале армянской дипломатии одним из самых важных и эффективных инструментов. Не самым главным инструментом, но одним из самых важных. Учитывая, что у нас очень маленький выбор инструментов, отказаться от такого инструмента, это, мягко говоря, очень глупо.


И учитывая, что мы имеем дело не с глупыми властями, мы можем смело говорить, что мы на самом деле сейчас видим, как власть выполняет очередное предусловие со стороны Турции. Предусловие, которое якобы нацелено на установление мира, но с турецкой стороны будет трактоваться как возможность еще что-то получить и потребовать.


И, конечно же, если учесть морально-философскую сторону, то отказ от международного признания геноцида армян, постепенный отказ от того официального нарратива, которое показывало правду, говорило правду о том, что случилось, и говорить о том, что «мы в этом виноваты», «какие-то третьи страны виноваты», что «Турция вообще не виновата», «это так сложилось» и так далее, что мы сейчас уже прослеживаем в риторике властей, это на самом деле, с философской точки зрения, говорит врагу только одно: «мы это сделали, нам это простили или забыли, давайте еще раз сделаем».


Айк Халатян


 

Даже сегодня Пашинян нашел повод, чтобы преклониться перед Анкарой и Баку
Следующая новость next

Регион

Все новости
 Армянские организации участвуют в юбилейной сессии Ассамблеи народа Казахстана
24.04.2025
Армянские организации участвуют в юбилейной сессии Ассамблеи народа Казахстана