31.07.2025
Власти говорят об открытии «ворот крепости», и это не про экономику, а о вторжении
prev Предыдущие новости

В вопросе отношений к России на данный момент армянское общество разделено на две части

Можно ли назвать отношения Армении и России союзническими с учетом того холодка, который присутствует в этих отношрниях в последние годы? Есть ли возможность вернуть союзнические отношения в прежнее русло? Об этом и многом другом VERELQ побеседовал с директором Центра российских исследований ЕГУ, координатором Евразийского экспертного клуба, политическим аналитиком Арамом Сафаряном.


- Арам Виленович, как Вы оцениваете современное состояние отношений Армении и России? Можно ли называть эти отношения союзническими? Удовлетворяют ли армяно-российские отношения научно-аналитическим сообществам двух стран?


- После известной паузы с сентября 2023 года по август 2024 года армяно-российские контакты на всех уровнях возобновились, и даже развивались. Недавно премьер-министр Армении Н.Пашинян на пресс-конференции сказал, что армяно-российские отношения находятся на хорошем уровне, при том, отметив, что они уже не такие, как были раньше. Очевидно, что такая оценка исходит от большинства армянского общества, которое хочет понять – продолжают ли армяно-российские отношения быть союзническими или их уровень уже, понятным образом, понизился.


Недавние замеры общественных настроений показывают , что в вопросе отношений к России на данный момент армянское общество разделено на две части. Одна часть считает, что с Россией нужно поддерживать хорошие отношения (и это почти половина нашего социума), а другая половина – против этого. Правда и то, что Россию считают союзнической страной после Франции, Ирана, Индии и Европейского Союза. Но, повторю, примерно половина нашего общества за активное сотрудничество с Россией.


- Можно ли изменить эти настроения?


- Мы все понимаем, что общественные настроения в этом вопросе снова меняются и как заверяют специалисты, могут еще измениться. Правда, что прагматическая часть наших политических элит понимает важность сотрудничества с Россией и внимательнейшим образом следит за ее южно-кавказской политикой. Противники сотрудничества и союза с Россией утверждают, что Россия слабеет и постепенно уходит из Южного Кавказа. Мы же исходим из того, что по ряду причин, это просто невозможно.

В течении последнего года Центр российских исследований ЕГУ сплотил вокруг себя ведущих политологов, международников, экономистов, общественно-политических деятелей, которые хотят теоретически осмыслить современное состояние наших стран и готовы внести свой интеллектуальный вклад в их развитие.

- В последние месяцы "ложку дегтя" в отношения с Москвой добавили и намерения властей Армении идти в ЕС, что будет означать выбор - либо ЕС, либо ЕАЭС.


- Хочу напомнить, что недавно в Алтае армянский премьер-министр ясно заявил, что Армения продолжит быть членом Евразийского экономического союза. По-моему, это ясным образом закрывает разговоры о том, уходит ли Армения от России на Запад в стремлении стать членом ЕС. Армянское общество сошлось во мнении, что для «заветной цели» членства в ЕС нужно ждать не меньше 20 лет. А реальная жизнь, при этом, течет своим чередом. Остается неясным, будет ли Армения продолжать свое участие в ОДКБ. Мы союзники в вопросе экономического сотрудничества, но пока не понятно, союзники ли в военно-политическом плане.


- Есть ли достаточная повестка двусторонних отношений с Россией? Насколько искренне Армения относится к сотрудничеству с ней? Удовлетворителен ли этот уровень сотрудничества для нашего общества?


- Для того, чтобы оценить новый уровень отношений с Россией, нужно понять, насколько взаимновыгодна и востребована та политико-экономическая повестка, по которой движутся две страны. Несомненно, заявленный интерес Армении к ШОС соответствует также интересам России. Но мы должны понимать, что ШОС – китайская инициатива, которую поддерживает и Россия, желая реализовать некое спряжение концепции ШОС с концепцией ЕАЭС. То, что в Армении понимают, что нашей стране выгодно не выпадать из региональных процессов, уже хорошо. Думаю, что Россия поддержит это желание Армении.


Что касается другого большого вопроса – БРИКС, за участие в котором также лоббирует Россия. Вопрос в случае с Арменией пока открыт. Есть пример Азербайджана, который хочет стать членом БРИКС. Есть пример Казахстана и Турции, которые желают остаться только партнерами БРИКС. И есть, наконец, пример России и Ирана, которые глобально единодушны в желании участвовать во всех региональных начинаниях. Есть над чем подумать. И в этой связи хочу сказать следуещее: Наш Евразийский экспертный клуб – уникальная неформальная интеллектуальная площадка, где сплочены 55 ведущих ученых – специалистов самых разных научных областей. Наших экспертов знают далеко за пределами Армении и к их мнению прислушиваются. Я считаю, что сейчас открывается новая возможность показать потенциал нашего Евразийского экспертного клуба в оценке участия Армении в региональных различных объединениях. Вообще, настало время для качественного научно-экспертного обсуждения всей тематики проблем и перспектив Южного Кавказа и ее места в Большой Евразии. Было бы еще лучше, если бы эти исследования и анализ были проведены совместно с коллегами из России и Ирана. Я убежден, что это в интересах Армении. Эту линию мы будем продвигать в обозримой перспективе.


- Арам Виленович, что Вы думаете о политических баталиях внутри Армении в преддверии парламентских выборов 2026г.?


Мы очень внимательно следим за политическими процессами в нашей стране. В начале октября этого года мы проведем наш очередной международный круглый стол, где армянские и российские ученые, эксперты и общественные деятели будут вместе думать о перспективах армяно-российских отношений. Повторю, если новые отношения между Арменией и Россией будут строиться на прагматических, взаимовыгодных основах, с учетом реалий и перспектив Южного Кавказа, в интересах сотрудничества со странами региона и в пользу приоритетов регионального сотрудничества, то мы просто обязаны думать, писать и предлагать политическим элитам нашей страны приемлемую повестку, которая наполнит реальным содержанием двусторонние отношения. Я хочу спросить, не пора ли вместо пустых, бессмысленных и долгих словестных баталий сделать качественные, независимые, научно-обоснованные исследования об участии Армении в ЕАЭС, ШОС, БРИКС и т.д.? Будут ли востребованы эти умные, нужные авторитетные научно-экспертные изыскания? Я думаю не надо было пренебрегать интеллектуальным потенциалом армянских ученых и экспертов, сплоченных вокруг наших организаций. Очевидно, что они вновь пригодились.

Что касается общей тональности двусторонних отношений в культурно-научной и гуманитарной сферах, то я бы очень посоветовал изменить тон антироссийской риторики в Армении как не соответствующий нашим национальным интересам. Раз уж мы продвигаем новое сотрудничество с какой-то новой нулевой точки, то давайте ставить здоровый фундамент в этих отношениях. Стоит подумать об этом каждый раз, когда есть великое искушение опорочить наши отношения и чернить их. И не надо превращать армяно-российские политические и экономические отношения в заложника армянских внутриполитических баталий. У всех должно хватить ума, что отношения с Москвой важны для всех в равной степени. Интересы Армении требуют максимально открытой, доброжелательной и прозрачной атмосферы для развития отношений со всеми теми соседями, которые захотят иметь с нами взаимовыгодное сотрудничество. Только так можно решить вопрос безопасного и стабильного существования Республики Армения в нашем сложном регионе.


Лия Ходжоян

Государство, не защищённое национальными интересами, обслуживает интересы других
Следующая новость next