7.04.2025
Эксперт об угрозах США Ирану: Трамп в одной руке держит меч, в другой — оливковую ветвь
prev Предыдущие новости

Эксперт: Алиеву мир не нужен, он готовит общество Азербайджана к эскалации

Зачем армянским властям нужен показательный антироссийский месседж — законопроект о начале евроинтеграции Армении? Как Россия будет реагировать на эти показательные антироссийские шаги армянских властей? Дезинформация последних дней Минобороны Азербайджана — это подготовка к новой крупной эскалации? Насколько реально подписание мирного договора в ближайшее время?


На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил научный сотрудник APRI Армения Сергей Мелконян.


Если законопроект о начале евроинтеграции Армении исходит лишь из внутриполитических причин и не подразумевает конкретных шагов, какой смысл тогда в этом показательном месседже армянских властей Москве, что Ереван не хочет быть с Россией и в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) и мечтает быть в Евросоюзе?


Внешний месседж, который может принять Россия, заключается в следующем: того формата отношений, которые были до этого между Арменией и Россией, больше не будет. Стремление Армении диверсифицироваться, в том числе с помощью Европейского союза – вот, наверное, основной месседж, который сейчас армянские власти доводят до России.


Они убрали из законопроекта часть предложения про «выражая волю народа», тем самым фактически дав себе свободу рук. Потому что, если бы эта формулировка осталась, то любое правительство фактически было бы заложником этого законопроекта.


Но здесь есть большой подтекст: если вы диверсифицируетесь, не уходите на Запад, то это может быть приемлемо до каких-то пределов. Но если вы под видом диверсификации уходите в Европейский союз и пользуетесь преференциями от членства в Евразийском экономическом союзе, это уже неприемлемо. Я так вижу, честно говоря, месседжи, потому что, повторюсь, реальной повестки интеграции нет. Есть декларативные заявления и желания элиты.


Вопрос в том, насколько эти заявления и желания элиты поддерживаются со стороны населения. Есть опросы — там больше половины людей поддерживают членство в Европейском союзе. Причем по возрастной расшифровке распределения мы видим, что наиболее возрастные поддерживают членство Армении в ЕС, а молодежь – в меньшей степени. И все прекрасно понимают, что можно сколько угодно хотеть в Европейский союз, но в ближайшие 10-20 лет Армении там просто не окажется. То есть, есть декларативная часть политики, а есть реальная часть политики. И, насколько я понимаю, реальная, содержательная часть политики, то есть содержание, а не форма, будет меняться. Будет меняться, в том числе в адрес России: не возврат назад, а какая-то новая модальность отношений.


Как Россия будет реагировать на эти показательные антироссийские шаги армянских властей?


Мы уже видим, как Россия реагирует, и позиция довольно конкретная: необходимо определяться – вы либо в ЕАЭС, либо в ЕС. Вы либо с нами, либо против нас. Здесь нет модальности «вы либо с нами, или не с нами», потому что все-таки Европа сейчас воспринимается как авангард антироссийской мировой политики.


Что касается возможных шагов, то это довольно сложный вопрос. Хотя уже тоже есть конкретные месседжи относительно того, чтобы показать, какие могут быть последствия в случае желания разворота. И дело в том, что Россия себе сегодня уже может позволить такой подход – то есть поставить перед конкретным выбором и продемонстрировать негативные последствия. Потому что тенденция на разморозку отношений с Соединенными Штатами и заморозку украинского фронта высвобождает руки. Еще пару лет назад таких заявлений и действий сложно было, наверное, ожидать. И с течением времени в этом смысле подход России уже станет более осязаемым и более подталкивающим к принятию решения.


Мы видим в последние дни постоянную дезинформацию Минобороны Азербайджана о ситуации на границе. Это подготовка Баку к новой крупной эскалации?


Надо вещи называть своими именами: не к эскалации, а к очередной агрессии. Потому что руководство Армении всеми своими действиями и заявлениями показало, что оно готово подписать мирное соглашение на любых условиях. Абсолютно на любых условиях. Все возможные односторонние уступки Армения уже сделала. И поэтому, когда из Баку звучат заявления о том, что «мы не совсем доверяем» и так далее, армянское руководство сделало не заявление, а действия: сдало территории, признало Арцах в составе Азербайджана, меняет внутренние дискурсы, ставит на повестку вещи, которые идут вразрез с национальными и государственными интересами, лишь бы удовлетворить требования Азербайджана. Все это говорит о том, что все-таки Ильхаму Алиеву мир не нужен. Алиев держит страну закрытой на замок, присутствие международных организаций снижается, международных СМИ становится все меньше. Все под тотальным контролем, и общество готовят к новой большой идее, так называемого «Западного Азербайджана». То есть никакой реальной, ощутимой доброй воли к миру от Алиева не исходит. Исходит совершенно противоположное. И да, сейчас он подогревает общественное настроение для того, чтобы получить внутреннюю легитимность для уже масштабного или ограниченного нападения на Армению. Потому что народу сложно будет объяснить без каких-либо причин, зачем нужно нападать на Армению, если уже взяли Нагорный Карабах. Здесь нужна как раз та самая внутренняя легитимность, и сейчас она активно создается.


И я напомню важную вещь: на протяжении последнего полугода в эфире азербайджанских СМИ активно обсуждалась военная операция в Зангезуре. Это прямая цитата. Общество готовят именно к этому. Не представляется никак в каком-то позитивном свете, что наконец-то завершили работу над текстом мирного договора, над которым «потели» 4 года. Там совершенно другое и конкретное обсуждается.


Поэтому да, это подготовка к эскалации. Крупной или ограниченной, сейчас никто сказать не может, зависит от цели и задач, которые Алиев будет ставить. Если эта цель – открыть один из маршрутов коридора, то да, это широкомасштабная эскалация. Или там, например, создание так называемого «Западного Азербайджана» с оккупацией части регионов Армении и так далее. Если задача – принудить Армению к тотальной капитуляции, то этого можно будет достичь в том числе через ограниченную эскалацию, без применения силы в течение месяца и более.


Насколько реально подписание мирного договора в ближайшее время? Могут ли США или Россия добиться от Алиева подписания мирного договора?


Эскалация вероятнее мирного договора. Реального давления на Баку со стороны Москвы или Вашингтона по вопросу подписания утвержденного текста нет. Пока обе стороны могут ограничиться предложением посреднических услуг, не более.


Айк Халатян


 

Необходимо цепляться за единственно доступный нам «ресурс»
Следующая новость next

Регион

Все новости
 Фото: primeminister.am
07.04.2025
Премьер Армении обсудил с МВФ результаты пятого пересмотра программы сотрудничества