15 февраля на полях Мюнхенской конференции по безопасности прошли две встречи, которые могут сильно изменить будущее Азербайджана и Армении, а возможно, что и всего Закавказья. Об этом пишет автор EADaily в своей статье.
В этот день новый генсек ОБСЕ Феридун Синирлиоглу, бывший постпред Турции при ООН и участник «футбольной дипломатии» между Анкарой и Ереваном в 2008—2010 гг. (см. Свергнув Асада, Турция возьмётся за «мир» на Украине и в Закавказье), провёл две встречи. Одна из них была с министром иностранных дел Азербайджана Джейхуном Байрамовым, который дипломатично намекнул на необходимость упразднения Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция. Кроме того, Байрамов указал на законодательство Армении, в котором по мнению официального Баку, содержатся территориальные претензии к Азербайджану.
А вторая встреча Синирлиоглу прошла с премьер-министром Армении Николом Пашиняном, причём как и в случае с Байрамовым тоже шла речь о нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном. Однако имеется и существенная разница: официальный Баку диктует условия на правах победителя, в то время как Пашинян даже не собирается применять вооружённые силы для освобождения территории Республики Армения, занятых Азербайджаном (см. Политическая провокация: власти Армении пытаются столкнуть Россию с Азербайджаном). Естественно, что при таком подходе пашиняновцы совсем не возражают против упразднения Минской группы ОБСЕ.
При этом за несколько дней до Мюнхенской конференции, 11 февраля Пашинян во время встречи с представителями армянской общины Франции, сделал ряд заявлений. Так, он ещё раз раскрыл суть концепции «Реальной Армении»:
«Суть этой идеологии заключается в следующем: Республика Армения — государство площадью в 29743 кв. км. У неё одна задача и одна цель — обеспечить безопасность, благополучие и счастье своих граждан, Республика Армения не ставит перед собой никакой другой цели».
Но если про границы «Реальной Армении» и так было известно, то другое заявление Пашиняна несло в себе заряд конфликтности и раскола:
«Я пришёл к выводу о том, что с первого дня создания Третьей Республики Армения мы не заметили, что в РА была лишь одна партия — АРФ Дашнакцутюн, на самом деле была идеология лишь одной партии. По сути, все партии, функционирующие в Республике Армения, действовали в рамках идеологии АРФД».
Вот здесь мы и остановимся. Для начала стоит отметить, что непосредственно сама партия «Дашнакцутюн» была запрещена в 1994—1999 гг. Известную армянскую партию запретили при первом президенте Левоне Тер-Петросяне — политическом наставнике Пашиняна и прозападном либерале, при котором в закавказской стране процветал бандитизм и произошёл огромный отток населения. Легализация «Дашнакцутюна» произошла уже при Роберте Кочаряне. Если же говорить о настоящем моменте, то представители «Дашнакцутюна» представлены в парламентской фракции «Айастан» («Армения»), которая связана с Робертом Кочаряном. Следовательно, выпад Пашиняна против дашнаков был также направлен против второго президента Армении, чей сын Левон Кочарян состоит в одной парламентской фракции с представителями «Дашнакцутюн».
Интересно, что тогда же Пашинян указал на причину, вызвавшую к жизни идеологию «Реальной Армении»:
«Печальная новость в том, что мы пришли к этой идеологии после известных вам событий, но если бы мы могли извлечь уроки из истории, то не были бы идеологическими дашнаками. Но и 2020-ый — тоже наша история, так что давайте хотя бы сейчас извлечем уроки. Мы должны поставить перед собой цель сделать так, чтобы в нашем регионе можно было жить без внешней помощи».
Армянский премьер прикидывается простачком, хотя в реальности он осознаёт то, что говорит. Более того, он специально выбрал место для нападок на дашнаков и оппонентов «Реальной Армении». Давайте вспомним, что в конце января этого года Пашинян посягнул на геноцид армян в Османской империи 1915−1923 гг. (см. Угасание национального самосознания без «диктата Москвы»: новый тренд в Армении), который не имеет прямого отношения к Карабахскому конфликту (по состоянию на 24 апреля 1915 года Нагорный Карабах входил в состав Российской империи). Франция, где строитель «Реальной Армении» Пашинян вещал о дашнаках, является страной, где проживает большая армянская община, образовавшаяся в результате геноцида армян в Османской империи. Более того, именно французский режиссёр Анри Вернёй (урождённый Ашот Малакян) снял вышедший в 1991 году фильм «Майрик», посвящённый жизни семье Закарян, пережившей геноцид в Османской империи (в этом фильме снялись такие кинозвёзды как Омар Шариф и Клаудия Кардинале). А поскольку у Пашиняна «Реальная Армения» идёт рука об руку с отрицанием геноцида армян, то Франция была им выбрана вовсе не случайно.
С Францией связано ещё одно событие прошлого, которое повлияло и на настоящее. В городе Севр под Парижем 10 августа 1920 года был подписан мертворождённый договор, по условиям которого к дашнакской Армении отходили ряд территорий, в частности озеро Ван и такие города как Эрзурум и Муш. Однако Севрский договор даже не был ратифицирован султанским правительством. Это и другие обстоятельства не позволили дашнакской Армении получить контроль над этими землями.
Тем не менее, 10 августа 2020 года Пашинян совершенно иначе относился к границам Армении, чем в 2025 году, когда в послании участникам научной конференции заявил:
«…Севрский договор своей 89-й статьёй констатировал и закреплял неоспоримую историческую связь армянского народа с Армянским нагорьем, где на протяжении тысячелетий рождался, жил и создавал государственность и культуру армянский народ… Севрский договор был подписан в период после Геноцида армян, когда Османская империя пыталась решить „армянский вопрос“ путём уничтожения армянского народа. Армянский народ подвергся самым жестоким и бесчеловечным страданиям. Потери, которые он понёс, были огромны. Между тем Севрский договор готовил почву для преодоления последствий Геноцида. „Армянский вопрос“ получал справедливое решение посредством создания независимого государства в исторической колыбели армянского народа. Восстанавливалась историческая справедливость. Создавались благоприятные условия для восстановления экономического и демографического потенциала нашего народа, его нормального развития и прогресса».
Возникает ощущение, что Пашиняна в 2025 году словно подменили. Но это не совсем так, потому что политической маниловщиной в отношении Севрского договора в августе 2020 года в интервью сирийской газете «Аль-Азмена» занимался тогдашний президент Армении, доставшийся Пашиняну в наследство от Сержа Саргсяна обладатель британского паспорта Армен Саркисян:
«В Лозаннским договоре не только нет подобного положения, но и даже нет упоминания о Севрском договоре. Республика Армения не подписала Лозаннский договор, следовательно, не является частью Лозаннского договора. Соответственно, он не создаёт какого-либо обязательства для Республики Армения».
С политико-правовой точки зрения сказанное Саркисяном было провокацией, направленной на создание атмосферы националистического угара и евроатлантизма. Сюжет с границами Армении начала XX века давно стал излюбленной темой для армянских евроатлантистов. Критикуя Московский и Карский договоры 1921 года, определившие восточную границу Турции, они превозносят нератифицированный Севрский договор, специально забывая о кабальном Александропольском договоре 1920 года, подписанном дашнаками с кемалистами.
Однако надо отметить, что фантазии на тему возвращения исторической Западной Армении не прекратились и после второй карабахской войны 2020 года. 13 апреля 2021 года президент Саркисян принял известного лоббиста США, экс-посла в Канаде и председателя Центра «Модус вивенди» Ару Папяна. Символично, что Папян подарил Саркисяну переведённое на турецкий Арбитражное решение президента США Вудро Вильсона. Сейчас Папян молчит, как рыба. Он не замечает усилия Пашиняна по отречению от наследия Вильсона.
Если реально подходить к изучению данной проблематики, то выяснится, что включение Западной Армении в состав Турции не противоречит интересам Запада. Как известно, в 1919—1920 гг. турецкий военный трибунал зафиксировал массовые убийства армян в Османской империи. Однако далеко не все знают, что 28 мая 1919 года британское военное командование вывезло на Мальту 77 человек, осуждённых турецким военным трибуналом. Многие из тех, кто был отправлен британцами на Мальту, впоследствии займут должности в кемалистской Турции. Но об этом сторонники западного выбора Армении не любят вспоминать.
Противоречит их бредовой концепции о «русско-турецком союзе» против Армении и события 1945−1953 гг., когда на фоне ухудшения отношений между Москвой и Анкарой всерьёз рассматривался вопрос возвращения Грузинской и Армянской ССР земель, оказавшихся в составе Турции. При этом нужно отметить, что планы по изъятию из состава Турции грузинских и армянских земель во времена И. В. Сталина не были утопией, так как в то время Азербайджан был союзной республикой в составе СССР. Тем самым Турция была лишена важного союзника, который мог оказывать давление на Грузию и Армению. А что же в те годы делали США? А они были против советских планов в отношении Турции. В июле 1947 года Вашингтон и Анкара подписали соглашение о предоставлении Турции американской военной помощи. Турция присоединилась к плану Маршалла, в 1950 году отправила для участия в Корейской войне бригаду, а в 1952 году вступила в НАТО. Естественно, что ни тогда, ни сейчас США не заинтересованы в том, чтобы их союзник, выполняющий функции по сдерживанию России и Ирана, потерял территории.
Сам ажиотаж вокруг Севрского договора, устроенный Пашиняном и Саркисяном в 2020 году, был актом, направленным на эскалацию военно-политической ситуации в регионе. В отличие от сталинского времени, в 2020 году у Турции в Закавказье был надёжный союзник в лице независимого Азербайджана. Кроме того, в отличие от 1945−1953 гг., в 2020 году Армения и Азербайджан находились в состоянии конфронтации из-за Карабахского конфликта. То есть у Еревана было два врага — Анкара и Баку. К этому нужно ещё добавить, что в условиях произошедшего в 1991 году отделения от России республик Закавказья любые претензии в адрес России по поводу армяно-турецкой границы были провокационными и играли на руку Турции, которая как и в 1918 году выиграла от действий закавказских националистов, потому что появилась дуга Анкара-Баку, подчинившая себе Тбилиси и угрожавшая Еревану.
Что касается Пашиняна, то его отречение от Западной Армении произошло по вполне понятной причине. Приведённый к власти в 2018 году с целью геополитической переориентации закавказской страны, он сознательно использовал юбилей Севрского договора для распространения националистического угара в армянском обществе, что наряду с разрушением переговорного процесса по Карабаху привело к 44-дневной войне. После второй карабахской войны 2020 года и военной операции Азербайджана 19—20 сентября 2023 года, Пашиняну нет смысла скрывать свою капитулянтскую политику, хотя признание геноцидов армян, понтийских греков и ассирийцев не подразумевает автоматического выдвижения территориальных претензий к Турции.