Система всеобщего декларирования не предотвращает коррупцию, и простое свидетельство этому — существование коррупции даже в тех странах, где система всеобщего декларирования действует десятилетиями.
Соответственно, этот аргумент (наживку) может "проглотить" только та часть общества, у которой есть проблемы с осведомленностью или, в широком смысле, с образованностью.
Именно поэтому я не раз говорил, что, несмотря на кампанию информационно-пропагандистского характера по "популяризации" образованности, риторика лидеров правящей силы и содержание, предлагаемые обществу, в основном рассчитаны на ту часть населения, которая не имеет высокого образовательного ценза или, как говорится, критического мышления. А если и обладает этим, то, тем не менее, демонстрирует высокий уровень приспособляемости.
Возвращаясь к "схеме" декларирование-коррупция: во многих странах, где действует система всеобщего декларирования, объемы коррупции не только не меньше, чем в странах, где такой системы нет, но, возможно, даже больше.
Другое дело, что коррупция в этих странах зачастую "работает" через бюджет, то есть "на бумаге" все выглядит нормально.
Весь вопрос, пожалуй, в том, что в представлении части нашего общества коррупция — это "черные деньги". Следовательно, если не будет незадекларированных средств, значит, и коррупции не будет.
На деле же коррупция — это злоупотребление властью, покровительство. Например, государственные закупки могут осуществляться у одного лица под различными предлогами. Или в системе госзакупок могут появляться посреднические структуры, принадлежащие чьему-то дяде, брату, другу, сестре, тете и так далее. Или же государственные рычаги власти применяются против нежелательных лиц, тогда как для "своих" создаются условия для "свободной конкуренции". Более того, госаппарат может либо закрывать глаза на коррупцию, либо даже содействовать легализации "черных денег", обеспечивая их оборот в масштабах, которые трудно вообразить.
Система всеобщего декларирования, конечно, позволяет государству усилить контроль над обществом и над "конкурентами".
Политический обозреватель Акоп Бадалян