Правительство Армении на первом заседании 2025 года одобрило законопроект «О начале процесса вступления в ЕС», таким образом в Армении будет проведен референдума по вопросу вступления в Евросоюз. Пашинян, в частности, заявил, что «нет ни особых поводов, чтобы воодушевляться, ни причин для того, чтобы напрягаться, этим шагом мы подчеркиваем доступность инструментов для реализации суверенных прав Армении и то, что мы проводим независимую внешнюю политику, основанную на наших государственных интересах».
Какие риски содержит такая перспектива, с учетом того, что Армения является членом ЕАЭС и к чему может подвести нашу страну VERELQ побеседовал с политологом международником Григором Баласаняном.
- Господин Баласанян, накануне Никол Пашинян заявил, что в Армении будет проведен референдум по вопросу о членству Армении в ЕС, то есть официально внес этот вопрос в повестку дня. Как вы оцениваете это заявление и такую перспективу?
- Заявление премьера вызывает удивление, так как несколько месяцев назад он не был уверен в правильности членства Армении в ЕС. Это вызывает определенные опасения и, на мой взгляд, связано с воинственными заявлениями Алиева. По сути, этим премьер Армении решил, что помешает Алиеву воплощать свои планы, вместо того, чтобы сделать конкретные шаги для обеспечения безопасности страны. А сама перспектива членства Армении туманна и сможет сыграть злую шутку с нашей страной.
- Официальная Москва не оставила это заявление без ответа. В частности, Еревану на самом высоком уровне напомнили, что ЕС и ЕАЭС несовместимы, поэтому Армения должна сделать конкретный выбор. Какие риски вы видите в случае такого выбора?
- Заявления официальной Москвы очень резкие, и это следовало ожидать. Идёт конкуренция между интеграционными соединениями, с ЕС у России откровенно вражеские отношения и вдруг военно-политический и экономический союзник России начинает процесс членства в ЕС. Москва говорит, что ЕС и ЕАЭС не совместимы и этим показывает Армении, что она должна сама сделать выбор - "или, или". Политику "и, и" проводить больше не получится, мир уже другой. Это политическое составляющее московской реакции. Что касается экономической части, то выход Армении из ЕАЭС будет означать крах армянской экономики и назад в темные 90-ые.
- Практически заявление вице-премьера Оверчука было именно об этом и вызывает беспокойство. Правительство Армении в лице Пашиняна не осознает, что перед нами действительно стоит такая перспектива: лишиться доступных источников энергии и рынка для экспорта армянских товаров? Если соседняя Грузия, которая на протяжении десятка лет, скажем так, шла в ЕС, сегодня делает акцент на интересы своей страны, почему Армения ставит под удар свои интересы ради какой-то туманной перспективы? Со странами Евросоюза экспорт на протяжении десятилетий так и не увеличился: например, экспорт в страны ЕАЭС по итогам 2023 года увеличился на 40,8 %, составив $ 3 млрд 609 млн 284 008, а в страны ЕС снизился на 8,2 %, составив $ 709 млн 514 007. И куда делись проблемы с логистикой, стандартизацией и т. д. Возможно ли быстро решить эти вопросы и тем самым достойно заменить ЕАЭС?
- Что касается примера Грузии, то я здесь согласен с Вами. Процесс членства Грузии в ЕС не дал нечего хорошего нашим соседям. Безвизовый режим не превратил Грузию в второй Сингапур Южного Кавказа. Вместо этого этот процесс ударил по национальным интересам Грузии, по системе традиционных ценностей грузин. А последней каплей для властей Грузии, на мой взгляд, стал телефонный разговор господина Иванишвили с американцами, где грузинам предлагали умереть за западные интересы и открыть второй фронт против России.
Армения более лакомый кусочек для коллективного Запада. Она не только член ОДКБ и ЕАЭС, но и имеет сухопутную границу с Ираном и как раз подходит роли плацдарма для выдворения России из Южного Кавказа и для войны с Ираном.
Что касается экспортозамещения, то ЕС не может и не будет замещать Россию для армянских товаров. Им это просто не нужно. Поэтому я все же надеюсь на мудрость армянского народа и что он не поддастся на откровенную и опасную авантюру под названием "членство Армении в ЕС".
Лия Ходжоян