Несмотря на падение режима Башара Асада и победу лояльных Турции сил в Сирии, эксперты призывают повременить с прогнозами относительно резкого расширения влияния Анкары в сопредельный регион Южного Кавказа, поскольку курдский фактор может помешать Турции расширить свое влияние до Южного Кавказа. Об этом заявил политолог, преподаватель Американского университета Бейрута Егия Ташчян, анализируя последствия смены власти в Дамаске для региональной безопасности.
Суровые геополитические реалии
В интервью VERELQ эксперт Егия Ташчян анализирует последствия падения режима Асада, отмечая, что хотя протурецкие силы получили контроль над значительной частью Сирии, внутренние проблемы и риск активизации курдского движения могут сдержать дальнейшую экспансию Анкары в регионе.
Падение режима Башара Асада вследствие молниеносной военной кампании исламистской группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» в Сирии, что привело к существенному ослаблению выстроенной годами Ираном «Оси сопротивления» в лице Сирии, группировок «Хамас» и «Хезболлах», многими аналитиками было воспринято как начало нового передела проиранского сектора Ближневосточного региона.
Это, по их мнению, создает новую геополитическую реальность, которая может иметь далеко идущие последствия для всего региона - от Восточного Средиземноморья до Южного Кавказа. Однако Егише Ташчян призывает к осторожности в оценках возможных последствий этих изменений, хотя и признает, что падение режима Асада стало серьезным ударом для позиций Ирана и России в регионе. В сочетании с событиями в Ливане это привело к тому, что Иран, по его словам, сейчас находится в оборонительной позиции.
Армянская община в безопасности?
Между тем Ташчян обращает внимание на сложную ситуацию с религиозными меньшинствами в Сирии, в том числе с армянской общиной. По мнению Ташчяна, несмотря на опасения относительно прихода к власти протурецких сил, пока ситуация для армянской общины Сирии остается стабильной.
«До сих пор не было ни одного нападения на представителей армянской общины, проводятся церковные службы. Однако существует обеспокоенность тем, что новые группировки являются союзниками Турции, то есть турецкое влияние очень сильно», - отмечает эксперт.
Вместе с этим Егише Ташчян указывает на фрагментацию Сирии на различные зоны влияния - израильскую на юге, турецкую в центре и на северо-западе, российскую на средиземноморском побережье, курдскую и американскую. Отсутствие единого правительства создает риски превращения страны в "новую Ливию". Однако эксперт видит потенциал для позитивных изменений в случае достижения соглашения между сирийской оппозицией и курдскими силами.
Будущее российского присутствия в Сирии
Особое внимание уделяется роли России в регионе. Как отмечает Ташчян, потенциальный вывод российских военных баз из Сирии стал бы серьезным ударом по позициям Москвы, фактически сводя на нет достижения российской военной кампании 2015 года. При этом эксперт полагает, что Турция может быть заинтересована в сохранении определенного российского присутствия в своей зоне влияния.
«Думаю, что сейчас между этими акторами идут переговоры по поводу будущего российского присутствия в Сирии. Вероятность достижения такого соглашения не исчерпана, тем более, думаю, что Турция может быть заинтересована в сохранении определенного российского присутствия», - полагает Ташчян.
Что касается влияния сирийских событий на Южный Кавказ, Ташчян призывает к осторожности в оценках. «Хотя угроза для Южного Кавказа всегда существует, пока преждевременно говорить о том, что Турция немедленно переключит свое внимание с Сирии на Южный Кавказ. Курдский фактор в Сирии остается сдерживающим элементом, который может быть использован различными силами для дестабилизации ситуации не только в Сирии, но и в самой Турции», - подчеркивает эксперт.
Анкара сосредоточится на открытии «коридора»?
Особую актуальность в этом контексте приобретает вопрос так называемого «Зангезурского коридора» с тем, что Анкара, используя благоприятный геополитический момент, может руками Азербайджана попытаться прорубить его силой. По мнению Ташчяна, хотя текущая ситуация может показаться благоприятной для продвижения этого вопроса, многое будет зависеть от позиции Ирана и готовности России идти на дальнейшие уступки в регионе.
«Немаловажную роль играют и турецко-американские отношения, особенно в контексте возможного возвращения Трампа к власти», - пояснил преподаватель Американского университета Бейрута Егия Ташчян.