27.09.2024
Добровольно не отдаст – отберем: что хотят от Самвела Карапетяна? Пресса дня
prev Предыдущие новости

Арабист Петросян: Война Израиля и "Хезболлы" может ослабить позиции Ирана в регионе

VERELQ провел интервью с арабистом и экспертом по региональным вопросам Арменом Петросяном о событиях, происходящих на Ближнем Востоке. В ходе интервью обсуждался обостряющийся конфликт между Израилем и группировкой "Хезболла", его возможные последствия для региона, а также вопросы влияния на Армению. Эксперт поделился своим анализом возможных сценариев развития событий и их последствий.


Իրատեսական է, որ մոսկովյան ահաբեկչության հեղինակը հենց ԻՊ ահաբեկչական խմբավորումն է. Արմեն Պետրոսյան


На фото арабист и эксперт по региональным вопросам Армен Петросян


Господин Петросян, нестабильная ситуация на Ближнем Востоке еще больше обостряется на фоне ударов Израиля по Ливану. Противостояние Израиля и группировки "Хезболла" перерастает в конкретные военные действия. Поделитесь с нами вашими наблюдениями: может ли дело дойти до полномасштабной войны между Израилем и Ливаном?


Видите ли, действия Израиля и дальнейший ход напряженности зависят от степени, масштаба и возможностей сопротивления противоположной стороны. То есть если конфликт останется между Израилем и "Хезболлой", то они несопоставимые противники. И, естественно, Израиль будет пытаться, как и в случае с ударом по Газе, нейтрализовать все угрозы, исходящие от "Хезболлы" в Ливане. Вариант, о котором вы говорите, то есть вероятность более масштабной региональной войны, может реализоваться, если "Хезболле" будет оказана конкретная и всесторонняя поддержка.
Только ресурсами "Хезболлы" невозможно остановить Израиль, особенно когда геополитическая и региональная ситуация благоприятна. То есть такими целенаправленными, поэтапными действиями Израиль пытается, с одной стороны, понять, каков потенциал сопротивления "Хезболлы", а с другой стороны - какое возможное расширение военных действий может быть с точки зрения вовлечения новых игроков. По оценке текущей ситуации, и скажу больше, с прошлого года, когда началась война в Газе, вряд ли найдется игрок, который попытается оказать "Хезболле" такую поддержку, которая создаст серьезные проблемы для Израиля.


Единственный потенциальный игрок, у которого есть как идеологические, так и стратегические причины для оказания такой поддержки, это Иран. Но в то же время, по крайней мере на данный момент, стратегия Ирана заключается в том, чтобы не вовлекаться в какую-либо крупномасштабную войну, поскольку это может стать началом конца для иранского режима. Оценивая все это, подведем итог: на данный момент трудно предсказать большую региональную войну, потому что, несмотря на то, что ситуация кажется максимально взрывоопасной, она все же управляема.


То есть даже Иран вряд ли серьезно вовлечется в новый разворачивающийся конфликт?


Вовлеченность Ирана может быть в виде нацеливания на Израиль со своей территории. Другого лучшего способа прямого вовлечения нет. Иран не может пойти, достичь Ливана и оттуда воевать против Израиля. Тем более, что Иран еще не ответил на убийство главы политбюро группировки ХАМАС Исмаила Хании, а Тегеран обещал месть. Поэтому, учитывая все это, Израиль увеличил масштаб действий против Ливана и группировки "Хезболла". О войне против Ливана говорят с апреля-мая текущего года, но крупные игроки, особенно Соединенные Штаты, Франция и ЕС пытались удержать Израиль от этого. Но когда подошли к последнему этапу предвыборной кампании в США, то стало ясно, что в США переходное состояние, поэтому Израиль пытается до формирования новой администрации максимально использовать это временное окно, максимально нейтрализуя угрозу, исходящую от "Хезболлы".


Когда на Ближнем Востоке начинаются военные действия, они создают для Армении, помимо прямых угроз, также и другие типы вызовов. Это мы видели на примере войны в Сирии, когда десятки тысяч армян были вынуждены переехать в Армению. В случае с Ливаном, где также есть большая армянская община, тоже следует ожидать нового потока армян в Армению?


Опыт показал, что обычно, даже если поток беженцев приходит в Армению, они долго здесь не остаются. То есть это служит для них временным пристанищем, пока они не находят более благоприятное место для жизни - европейские страны, Канада и арабские страны Персидского залива. С другой стороны, я не думаю, что дело дойдет до этого, потому что, по моему мнению, это ограничится ударами по инфраструктуре "Хезболлы". Поэтому, если не в течение этих нескольких недель, то хотя бы к январю-февралю эти действия могут завершиться. После окончания выборов в США, Вашингтон попытается показать зубы и более жесткими мерами повлиять на Израиль. Хотя я не думаю, что война в Ливане станет настолько масштабной, но даже если будут потоки беженцев, они больше пойдут в страны Залива или европейские страны. Особенно во Францию, с которой есть культурное сходство, знание языка и так далее. Конечно, в Армению тоже могут приехать беженцы, в основном армяне, может быть до 10 тысяч. Но это будет не сразу, как было в случае с Сирией - поток беженцев оттуда, который достиг 20 тысяч, приходил в течение двух лет.


А создает ли эта ситуация на Ближнем Востоке какие-то новые угрозы безопасности для Армении?


Углубляющаяся нестабильность на Ближнем Востоке не создает прямых угроз для Армении, но возможный разгром "Хезболлы" означает ослабление позиций Ирана. Это предполагает значительное ослабление Ирана, стратегический большой удар по позициям Тегерана. В последние годы Армения рассматривает Иран как серьезный стабилизирующий фактор на Южном Кавказе. Это означает, что в большой степени влияние этого фактора ослабевает. А это очень хорошо понимают его противники, которые до этого остерегались Ирана. Речь в данном случае идет о Турции и Азербайджане. Эти страны будут действовать более свободно, смело и дерзко в реализации своих планов.