Как можно трактовать слова премьер-министра Никола Пашиняна про ОДКБ, что организация «создает угрозы безопасности Армении, ее будущему существованию и суверенитету»? Можно ли будет совместить членство в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС) с выходом из ОДКБ и нескрываемым желанием стать членом ЕС?
На эти вопросы ИАЦ VERELQ ответил эксперт Фонда стратегической культуры, политолог Андрей Арешев.
Что означают слова премьер-министра Никола Пашиняна про ОДКБ, что организация «создает угрозы безопасности Армении, ее будущему существованию и суверенитету»?
Это означает, на мой взгляд, очередной вброс. Кстати говоря, уже не первый. Довольно-таки банальный, рассчитанный, я думаю, и на внешнюю публику, и на тех в Армении, кто придерживается такой, скажем, мягко-критической по отношению к России точки зрения. Я хотел бы обратить внимание на то, что немногим ранее многие армянские эксперты обращали внимание на некие пророссийские шаги и заявления Никола Ваваевича, ну и очевидно мало кто сомневался, что для баланса последуют заявления совершенно иного плана. Пока они не подкрепляются какими-то новыми ходами — мы знаем, что Армения де-факто не участвует вот уже более полутора лет в каких-либо мероприятиях в рамках ОДКБ, но в то же время официально, так сказать, процедуры выхода не начинает. Поэтому здесь, повторюсь, такой информационный вброс не самого хорошего пошиба, но, тем не менее, вполне очевидный и закономерный.
Но интересны формулировки. Раньше Армения критиковала ОДКБ за то, что она не помогла. Но мы же понимаем, что ОДКБ это в первую очередь Россия. А сейчас говорится об угрозе будущему Армении, ее государственности, ее суверенитету.
На мой взгляд, это демагогия, потому что любая организация, в том числе и ОДКБ, не может представлять опасность для собственных членов. Если, как считает господин Пашинян, она действительно создает такие опасности, то почему он еще там, даже формально? Непонятно. Любая организация, в том числе военно-политическая, предоставляет какие-то определенные возможности ее участникам. И мы знаем, что Республика Армения на протяжении четверти века этими возможностями пользовалась. Возможно, да, не стоило, и никому не стоит строить какие-то завышенные ожидания из любого союза, из любого партнерства. Но, тем не менее, там были вполне конкретные выгоды. Если в Ереване считают, что их больше нет и есть опасность, то, повторюсь, нужно немедленно ставить вопрос и о денонсации соответствующих соглашений 92-го года и о выходе Республики Армения. Так что, если так не говорится, то это демагогия, не более того.
Пашинян заявил, что Армения не намерена разрывать экономические связи ни с Россией, ни с ЕАЭС, но при этом, если Ереван увидит подходящий момент для вступления в Евросоюз, то не упустит его. Можно ли будет совместить членство в ЕАЭС с выходом из ОДКБ? И тем более нескрываемым желанием стать членом ЕС?
Во первых, непонятно, кто зовёт в ЕС. Если я не ошибаюсь, пару недель назад было недвусмысленное на этот счёт заявление Питерано (представитель внешнеполитической службы Евросоюза), из которого чётко следует, что никто таких предложений Еревану не делал и делать в обозримом будущем не будет.
Ну а что касается, так сказать, попыток каким-то образом это совместить, то есть частичную интеграцию в брюссельское интеграционное образование совместить с пребыванием в Евразийском экономическом союзе, то, если я не ошибаюсь, господин Оверчук довольно чётко и недвусмысленно выразился на этот счёт на «Примаковских чтениях». Я так понял, что вы, Айк, были тоже на этом мероприятии, и это все, как говорится, слышали. Мне кажется, здесь не должно быть таких двусмысленных формулировок, и едва ли эти процессы в своей конечной фазе совместимы, если каким-то образом встанет в практическом плане вопрос по ЕС. Но я сомневаюсь, что он когда-либо будет рассматриваться в обозримом будущем.
Айк Халатян