Помощник президента Азербайджана Ильхама Алиева Хикмет Гаджиев считает, что международному сообществу надо применить ограничения к вооруженным силам Армении. Поскольку, по его мнению, Армения – «оккупант» и «агрессор».
В качестве примера Гаджиев приводит ограничения, введенные против вооруженных сил Ирака после войны в Кувейте.
Понятно, что международные структуры не будут вводить ограничения против Армении. Тем более, в нынешней сложной геополитической ситуации, тем более по заказу Азербайджана. Но здесь важны сопутствующие обстоятельства.
Слова Гаджиева продиктованы политикой Баку постоянного давления на Ереван, на правительство Пашиняна. Но вот, скажем, год назад, Гаджиев ничего подобного не предлагал. Что послужило причиной, отчего «проснулся»?
В конце августа был утвержден регламент деятельности совместной армяно-азербайджанской комиссии по делимитации границы. После утверждения регламента, какие-то изменения на границе будут объясняться именно этим регламентом, и никто никого в оккупации обвинять не будет.
Если Баку вдруг выведет с какого-то участка территории Армении свои войска (очень маловероятно), это не будет означать, что Алиев признается в их оккупации, это будет означать выполнение совместно разработанного регламента действий по уточнению границы.
Но территории в Тавуше Пашинян сдал месяцами ранее, когда никакого регламента совместной деятельности по уточнению границы не было. Тем самым, Баку был дан повод говорить, что Пашинян признается, фактически, в 30-летней оккупации азербайджанских земель, в том, что Армения была агрессором. А потому Баку, дескать, имеет право требовать, чтобы международное сообщество по отношению к Армении ввело ограничения на вооружения.
О том, что Баку непременно воспользуется любезно предоставленным Пашиняном аргументом, предупреждали не раз.
Снова повторим: в международных структурах никто на поводу у Баку не пойдет. Но повод для того, чтобы у Баку появился новый аргумент для давления на Армению дал именно официальный Ереван, Никол Пашинян.
Но, все-таки, если «идея» Баку не получит желаемого продолжения, то почему Гаджиев решил ее озвучить?
Не только для давления на Ереван. Баку также рассчитывает, что его предложение пусть ненадолго, пусть несущественно, но затруднит и так скупые закупки вооружений Арменией. Для Баку это имеет значение не потому, что там опасаются агрессивных действий Еревана, а потому, что сами готовятся к таковым. После того, как в ноябре в Баку пройдет саммит ООН по климату.
Важное для Азербайджана мероприятие. Оно позволит Алиеву позиционировать свою страну как регионального лидера с международным авторитетом.
А то, что мероприятие пройдет уже после этнической чистки в Арцахе, будет означать, что международное сообщество также считает закрытой эту страницу противостояния в Арцахе. Иначе не дало бы согласия на проведение мероприятия мирового масштаба в стране, осуществившей этническую чистку.
В этом важность для Алиева предстоящего мероприятия и в его преддверии он готов довольствоваться словесными инструментами давления на Армению. Но вот после саммита…
После саммита Алиев скажет, что Армения не отказывается от Трехстороннего заявления от 9.11.2020, вместе с тем, нарушает положение заявления о предоставлении беспрепятственного транзита в Нахичевань. Алиев, или его спикеры, скажут, что Еревану надо определяться: либо экстерриториальный коридор будет предоставлен «региональному лидеру» «по-хорошему», либо Баку оставляет за собой «легитимное право» открыть его силой.
Вряд ли прокатят утверждения Еревана, что Баку сам нарушил Трехстороннее заявление: закрыл Лачинский коридор, осуществил агрессию, изгнал армян из Арцаха.
У Баку есть ответ. Там скажут, что два года выполняли свои обязательства, но вот Армения не выполнила свои, по 9-му пункту, а также не вывела из Арцаха войска. И сейчас, скажут спикеры Алиева, нет у Баку иного выбора, как самому «решить» вопрос «коридора», так как сами «решили» вопрос Арцаха, «наказывая» Армению за неконструктивную политику.
Рубен Маргарян