Пресс-конференция премьер-министра Армении Никола Пашиняна 31 августа вызвала значительный интерес среди политических обозревателей и аналитиков. Особое внимание привлекли комментарии Пашиняна относительно отношений Армении с Россией.
Одним из наиболее примечательных моментов пресс-конференции стал вопрос, заданный журналистом газеты, принадлежащей семье Пашиняна. Вопрос касался "потрясений" в России, которые якобы возникают при активизации армяно-азербайджанского двустороннего формата мирного урегулирования, что сразу привлекло внимание наблюдателей своей формулировкой.
Однако ответ премьер-министра оказался неожиданно сдержанным и дипломатичным, что вызвало немалое удивление у экспертного сообщества. Пашинян подчеркнул недопустимость использования негативной лексики в отношении России-партнера и важность взаимного уважения в общении с российским руководством. Он напомнил о глубоких традициях дружбы и сотрудничества между Арменией и Россией, призвав к государственному мышлению в подходе к международным отношениям.
"Я не считаю правильным говорить о нашем партнере России с плохим словарным запасом. Я общаюсь с Владимиром Путиным, и наш рабочий жанр - взаимное уважение", - заявил Пашинян.
Политический обозреватель Акоп Бадалян, комментируя эти высказывания, предположил, что на риторику Пашиняна могли повлиять недавние контакты с российским руководством. По мнению Бадаляна, в нынешней ситуации Россия не заинтересована в ухудшении позиций Армении или давлении на нее.
Эксперт также отметил сложность посреднической роли в армяно-азербайджанском вопросе, подчеркнув, что сегодня никто не стремится взять на себя формальный посреднический статус из-за связанной с этим ответственности.
Бадалян обратил внимание на многослойность текущей геополитической ситуации, которая не поддается простым "черно-белым" оценкам. Он подчеркнул, что поиск ответов только в такой упрощенной логике равносилен "политической или политологической глупости" или "политическому и политологическому дальтонизму".
Другой политолог Сурен Суренянц выразил согласие со сдержанными оценками Пашиняна в отношении России, отметив, что в последнее время такая позиция встречается редко. Однако Суренянц не преминул напомнить, что именно Пашинян сделал антироссийскую политику "единственной формулой политической жизнеспособности своей власти".
Эксперт выразил сомнения в искренности "прозападной" ориентации Пашиняна и его окружения, предположив, что премьер-министр может в будущем "принести в жертву всех наших “фейковых прозападников” у ног Путина".
Анализируя геополитический контекст, нельзя не упомянуть о сложностях в посредничестве между Арменией и Азербайджаном. Роль России, США и ЕС в урегулировании конфликта претерпевает изменения. Азербайджан, по мнению экспертов, проводит стратегию по "освобождению" западных партнеров от посреднического статуса, что создает новую динамику в региональных отношениях.
Интересно отметить, что, по мнению некоторых аналитиков, потребность Азербайджана в России может возрасти.
В этом контексте особое значение приобретает визит Путина в Баку 19 августа, который, по мнению Бадаляна, может быть "приемлем" и для Вашингтона, у которого на данном этапе довольно деликатные проблемы с британцами.
В целом эксперты выделили несколько ключевых тенденций. Во-первых, наблюдается заметное смягчение тона Пашиняна в отношении России, что может свидетельствовать о попытке сбалансировать внешнеполитический курс Армении. Во-вторых, армянские власти ставят все на службу двум целям: избежать ответственности за национальную катастрофу в виде проигранной войны 2020 года с дальнейшей ликвидацией Нагорного Карабаха в сентябре 2023 года и сохранить власть.
В этом плане экспертами указывается на внутриполитический аспект, ибо риторика в отношении России остается важным фактором внутриполитической борьбы в Армении. В связи с этим изменение тона Пашиняна может быть связано не только с внешнеполитическими соображениями, но и с внутренней динамикой в стране.