14.12.2024
Локальная делимитация: как Армения и Азербайджан будут
prev Предыдущие новости

Эксперт: Россия по-прежнему рассматривает Армению как важного партнера на Южном Кавказе

Чем объяснить вывод российских миротворцев из Арцаха? Означает ли данный шаг, что Россия уступает лидерство в регионе Южного Кавказа Турции? Насколько Россия заинтересована в регионе Южного Кавказа в целом и в Армении частности?


На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил аналитик Центра средиземноморских исследований НИУ ВШЭ Тигран Мелоян.


Чем объяснить вывод российских миротворцев из Арцаха?


Досрочный вывод российских миротворцев из Нагорного Карабаха является согласованным решением Азербайджана и России, при этом мнение и интересы Армении при его принятии никак не были учтены, хотя Ереван, как Баку и Москва, является таким же полноценным участником Трехстороннего заявления о прекращении огня от 9 ноября 2020 года, в соответствии с которым миротворцы были направлены в регион. Текущее решение напрямую связано с переходом Нагорного Карабаха под контроль Азербайджана в прошлом году и вынужденным исходом оттуда армянского населения, что сделало присутствие российских миротворцев просто ненужным.


Близкое завершение российского миротворчества на Южном Кавказе можно было предсказать еще в 2022 году, когда Россия была сконцентрирована на украинском ТВД (театр военных действий - ред.). Так, в декабре 2022 года Азербайджан решил воспользоваться моментом и в качестве пробы пера заблокировал Лачинский коридор, единственный маршрут, соединяющий Арцах с Арменией и внешним миром, что стало одной из первых непосильных задач для российского миротворческого контингента из-за отсутствия политической воли Москвы. Блокада продолжалась более девяти месяцев до решающего наступления Азербайджана в сентябре 2023 года, в результате которого все население Арцаха было эвакуировано в Армению, а Россия, как следствие, потеряла свою последнюю зацепку в лице этнических армян по сохранению выстроенных с 2020 года позиций.


Означает ли данный шаг, что Россия уступает лидерство в регионе Южного Кавказа Турции?


Вывод миротворцев происходит на фоне быстро меняющейся геополитической ситуации не только в мире, но и на Южном Кавказе. Победа Азербайджана, поддерживаемого Турцией, значительно повысила авторитет Анкары в регионе и привела к изменению баланса сил. При этом меняющаяся динамика на Южном Кавказе открывает возможности для других игроков, таких как Иран, Франция, Индия, которые будут пытаться наращивать свое присутствие за счет ослабевающих позиций России. В то же время углубление сотрудничества по линии Армения-Франция-Индия-Греция и Армения-Иран может сыграть на руку России, так как это будет иметь сдерживающий эффект для амбиций Азербайджана и Турции по дальнейшему поглощению армянских земель и выхода через Каспийский регион к Центральной Азии.


Наверное, будет вполне справедливым сказать, что в настоящее время Россия больше не является гегемоном на Южном Кавказе, но таковым гегемоном не является и Турция. Однако они остаются значимыми игроками, с чьими голосами придется считаться другим внешним акторам и самим закавказским республикам.


Некоторые армянские эксперты считают, что Москва сама уходит из Армении и с Южного Кавказа, дабы сконцентрировать все ресурсы на Украине. Насколько Россия заинтересована в регионе Южного Кавказа в целом и в Армении, в частности?


Изучая геополитическую динамику и углубляясь в официальные заявления российских высокопоставленных лиц можно увидеть, что Москва выстраивает следующую модель российского поведения, когда Россия решительно привержена укреплению своих связей с Анкарой и Баку, но при этом постоянно подчеркивает важность сохранения тесных отношений с Ереваном. Это связано как с укреплением Международного транспортного коридора «Север-Юг» за счет участия в нем Азербайджана, так и созданием газового хаба в Турции для дальнейшей транспортировки энергоресурсов в Европу. Кроме того, в свете санкционного давления со стороны Запада перед Россией стоит задача диверсифицировать свои экономические связи и получить доступ к альтернативным рынкам. Это и есть одна из приоритетных геополитических целей Москвы на сегодняшний день. Следовательно, именно через эту призму в ближайшие несколько лет будет выстраиваться сотрудничество России с южнокавказскими странами, где ввиду географического фактора у Армении явно слабые позиции.


Тем не менее Россия по-прежнему рассматривает Армению как важного партнера на Южном Кавказе. Во-первых, Армения является единственным союзником России в стратегически важном регионе. Во-вторых, Россия держит военную базу в Армении, что важно для поддержания статуса великой державы. В-третьих, Россия исторически считала себя защитницей славянских народов и православных христиан, в том числе Армении, поэтому религиозный и культурный факторы здесь также играют важную роль для поддержания контактов двух государств и облика России. Наконец, Армения и Россия имеют прочные экономические связи, причем Армения сильно зависит от России в плане торговых, энергетических и финансовых притоков. Иными словами, Москве и Еревану хватает причин поддерживать здоровые контакты и при всех проблемах политического характера сложно представить, что отношения Армении и России могут охладеть до уровня российско-грузинских.


Айк Халатян