Дискуссия о конституционной реформе в Армении де-факто превращается в спор об армянской национальной и внешнеполитической идентичности. В интервью программе «Безопасная среда» Общественного радио Армении премьер-министр Никол Пашинян заявил, что Декларация независимости от 23 августа 1990 года, ставшая фундаментом постсоветской армянской государственности не обеспечивает мира для его страны и ее граждан. Самоопределение Армении, основанное на идее «миацума» (объединения АрмССР и Нагорного Карабаха) видится главой кабмина республики, как проект, создающий риски для будущего нации.
Об этом пишет ведущий научный сотрудник Центра евроатлантической безопасности Института международных исследований МГИМО МИД России Сергей Маркедонов для telegram-канала Bunin & Co и продолжает:
"Пашинян сравнил армянскую политическую идентичность (установленную Декларацией-1990 и Конституцией) с «красной одеждой», раздражающей «быков» и предложил ее снять ради ликвидации угроз. При этом он признал, что такой наряд мог быть «сшит любимой бабушкой», которой уже нет в живых. Таким образом, премьер предложил фундаментальную ревизию армянской государственности, то есть полный отказ от Карабаха и идеи «широкой Армении». Собственно, тех принципов, на которых основывалась постсоветская государственность «третьей республики».
Остроты ситуации добавляет тот факт, что подобные идеи практически синхронно продвигает президент Азербайджана Ильхам Алиев. Вот и в ходе встречи с Мартином Чунгонга, генеральным секретарем Межпарламентского союза 1 февраля 2024 года президент Ильхам Алиев эту цель четко и недвусмысленно сформулировал. Никакого открытия он не сделал, официальный Баку многие годы обозначал данный подход. Но сегодня промоушн конституционных реформ в Армении происходит после двух ее военных поражений и деарменизации Карабаха.
Заявления и метафоры Пашиняна ожидаемо вызвали разноречивые оценки. Исполнительный директор Общественного радио Гарегин Хумарян даже извинился за интервью с премьером. «Нам сказали: турки сильные, армяне — слабые, турки убивают армян. И из этого можно было сделать вывод: "Давайте усиливаться". Вместо этого прозвучало: "Давайте перестанем быть армянами"», - резюмировал журналист.
Но частная оценка медиаперсоны – недостаточный индикатор для фиксации общественного недовольства. Куда важнее партийно-политические оппозиционные инициативы. Похоже, сегодня мы наблюдаем формирование одной из них. 6 февраля снова о себе громко заявил координатор движения «Айякве» («Армянское голосование») Аветик Чалабян. Он - не новичок в политике, за его плечами создание разных фондов, партий. В 2022 году он даже арестовывался и подвергался уголовному преследованию. Сегодня Чалабян говорит о действиях Пашиняна и его команды, как о попытке конституционного переворота. По его словам, «армянскому народу предлагают сделать выбор между войной и бесчестьем».
Действительно, предложения Пашиняна трудно назвать оптимистическими. Напротив, они способствуют расчесыванию самых тяжелых национальных травм. Однако признавая данные факты (а также обоснованность опасений армянских политиков и избирателей), трудно не озадачиться вопросами: «Есть ли реальные возможности для армянской армии, государства, социума остановить пашиняновское «пораженчество» и переломить негативные тренды без риска новых потерь?». И, пожалуй, самый главный: «Кто смог бы стать гарантом извне и движущей силой изнутри для новой «рекарабахизации» или миацума-2.0?»"