Можно ли ожидать конкретных результатов от встречи лидеров Армении и Азербайджана в Брюсселе? Попытается ли Алиев силой добиться реализации проекта т.н. «Зангезурского коридора»? Может ли Россия вернуть себе роль ведущего посредника в переговорах между Ереваном и Баку?
На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил армянский эксперт Грант Микаелян.
Можно ли ожидать конкретных результатов от предстоявшей встречи в Брюсселе лидеров Армении и Азербайджана?
На данный момент вероятность соглашения выше, чем в прошлом, но все же более вероятным следует считать вариант неподписания соглашения в Брюсселе. Пашинян четко заявил о своей готовности подписать практически любой документ, который будет называться "Мирный договор с Азербайджаном", но у Алиева более сложная игра.
Пойдёт ли Алиев на подписание мирного соглашения или будет пытаться добиться силой реализации проекта т.н. «Зангезурского коридора»?
По оценке госсекретаря США Энтони Блинкена, вероятность нападения Азербайджана на Армению велика. О таком намерении сигнализирует регулярно и сам Алиев, так что как минимум не следует сбрасывать такие риски со счетов. Но когда это может произойти, и что может воспрепятствовать или способствовать такому сценарию - тут вариантов слишком много. В определенной мере обстановку смягчает то, что Иран предложил Турции и Азербайджану сообщение через свою территорию.
Россия продолжает попытки вернуть себе роль ведущего посредника в переговорах между Арменией и Азербайджаном. Реально ли это сейчас?
На данный момент в краткосрочной перспективе Алиев заявляет о поддержке российской переговорной платформы, а Пашинян - брюссельской. Уже по этой причине доминирование России в переговорном процессе выглядит менее вероятным, но что делает это еще более проблемным - так это то, что Алиев пытается включить Эрдогана в переговорный процесс, что полностью нарушит логику процесса.
Удастся ли Москве сохранить пребывание своих миротворцев в Арцахе в результате двусторонних переговоров с Баку?
Думаю, сохранение российских миротворцев в Арцахе невозможно. Алиев еще до войны требовал их полного вывода, а теперь тем сложнее будет обосновать необходимость их присутствия. А учитывая, что фактически уже вывод начался, вряд ли что-то может этот процесс затормозить.
Айк Халатян