«Почему никто не акцентирует внимание на самоопределении армян?», - задался вопросом юрист-международник, бывший независимый эксперт Совета по правам человека ООН Альфред де Зайас.
Наверное, если смотреть на ситуацию вокруг Арцаха со стороны, это действительно выглядит странно. Право народов на самоопределение – один из основополагающих постулатов международного права. Конкретно и право Арцаха на самоопределение ранее не раз акцентировалось в заявлениях различных международных структур. Лучший пример - совместные заявления сопредседателей Минской группы ОБСЕ, трех постоянных членов Совбеза ООН – России, США и Франции, в которых не раз отмечалось, что окончательный статус Арцаха должен быть определен путем реализации гражданами Нагорного Карабаха своего права на самоопределение…. Но все это было раньше, а сейчас, де Зайас прав, как-то обо всем этом не принято вспоминать…
Сегодня право Арцаха на самоопределение не акцентируется, поскольку сам Арцах не субъект международного права, голос его слышен слабо. А вот тот субъект международного права, который может и должен лоббировать идею самоопределения Арцаха, то есть официальный Ереван, этого не делает. Не делает, поскольку Ереван представляет Никол Пашинян, который давно убедил свою политическую команду, что главная фишка его политики по Арцаху в том и заключается, чтобы не акцентировать право Арцаха на самоопределение, а упор делать на гуманитарные вопросы: права жителей Нагорного Карабаха, их безопасность.
В этом случае, по Пашиняну, мировое общественное мнение будет на армянской стороне. Если же акцентировать право Арцаха на самоопределение, главные мировые акторы, структуры и организации, уставшие уже порядком от проблем, вызванных этим правом, армянскую позицию не поймут и не примут. Как не принимают самоопределение Крыма и Донбасса. А поскольку Армения далеко не Россия, чтобы противостоять западному миру, лучше о праве на самоопределение на время забыть. К тому же, по Пашиняну, определенное дистанцирование Еревана будет способствовать большей слышимости голоса самого Арцаха…
Пашинян не сам пришел к такому подходу. Подтолкнуло западное лобби в правительстве Армении и в правящей команде, наиболее тяжеловесным представителем которого является секретарь Совбеза республики Армен Григорян. Человек, который за руку здоровается с самим руководителем британской разведки Ричардом Муром и самим Джейком Салливаном - советником президента США по национальной безопасности.
Имена громкие, но что мы имеем в итоге такой политики? Итоги неутешительные. Пользуясь позицией Пашиняна, который уже не единожды заявлял, что признает Арцах частью Азербайджана, Ильхам Алиев фактически идет по пути пошагового дезавуирования известного трехстороннего заявления за подписью лидеров Азербайджана, Армении и России от 9.11. 2020 года.
Краеугольным камнем этого заявления является пункт о Лачинском коридоре, который должен бесперебойно функционировать для связи Армении и Арцаха. Но сейчас Баку говорит, что, если Ереван под давлением реалий признает Арцах частью Азербайджана, то у Армении нет оснований возражать против «погранично-пропускного пункта», который Баку поставил на своей территории, перекрыв Лачинский коридор.
Ереван апеллирует к Москве: «Примите меры, согласно Трехстороннему заявлению, коридор должен быть под контролем Российского миротворческого контингента». Увы, у Москвы по многим причинам нет желания втягиваться в конфликт с Азербайджаном, а потому логику Еревана в Кремле разделают лишь частично: «Что вы от нас хотите? Сами умыли руки от Арцаха, а теперь требуете, чтобы мы запретили дружественной стране устанавливать пропускные пункты на своей территории? С какой стати? Мы и так делаем все возможное, чтобы не допустить новой эскалации».
Согласно подходам Москвы, на момент подписания Трехстороннего заявления, статус Арцаха был под вопросом. У подписантов были разные позиции по этому основополагающему аспекту противостояния. Баку настаивал, что Арцах - это Азербайджан, а Ереван говорил о праве Нагорного Карабаха на самоопределение, даже если забыть легендарное пашиняновское - «Карабах – это Армения и точка!». Именно из-за этого главного противоречия и была война, одним из итогов которой стало появление в регионе Российского миротворческого контингента. Теперь же, если по главному вопросу противостояния позиции сторон идентичны, то это обстоятельство, по логике Москвы, пусть и невысказанной до конца, сильно ослабляет не только позиции Арцаха, но и позиции миротворческого контингента. У него и так неопределенный мандат.
Вняв советам Армена Григоряна, друга Салливана и Мура, Пашинян на практике никакой выгоды для Армении и Арцаха не приобрел. Правда, советчики периодически делают заявления, осуждающие Азербайджан за блокаду Арцаха, проводят на разных уровнях обсуждения на эту тему, но создается впечатление, что делается все это только для галочки: чтобы не выглядеть врунами.
Потому как, к результатам это если и приводит, то только к обратным. Так, после обсуждений в Совбезе ООН, Баку теперь принялся говорить о незаконности эксплуатации Арменией Капанского аэропорта, дескать, надо было заранее попросить на это разрешение Баку… И в качестве аргумента своей позиции, азербайджанские военные периодически стреляют по зданию аэропорта, правда, пока только из легкого вооружения.
Что же до Арцаха, то сразу после заседания Совбеза ООН, где было немало слов, осуждающих Азербайджан за блокаду Нагорного Карабаха, к отключениям газоснабжения и энергоснабжения теперь прибавились и проблемы со связью: азербайджанцы перерезали оптико-волоконный кабель, обеспечивающий арцахцам доступный интернет…
Рубен Маргарян