11.08.2025
Фото: primeminister.am
prev Предыдущие новости

Трехсторонний формат пять лет спустя: об итогах саммита в Вашингтоне

Эксперт-международник Кристина Ермак прокомментировала ИАЦ VERELQ итоги встречи президента США Дональда Трампа, премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента Азербайджана Ильхама Алиева в Вашингтоне.


Серия встреч, включая переговоры Никола Пашиняна и Ильхама Алиева, завершилась в американской столице. Событие символично: в ноябре трехстороннее соглашение, подписанное в Москве Николом Пашиняном, Ильхамом Алиевым и Владимиром Путиным по окончанию 44-дневной войны, пройдет пятилетний рубеж. Однако его роль в истории исчерпана. Трехсторонняя декларация о стремлении к миру, подписанная в Вашингтоне, становится новой вехой армяно-азербайджанского мирного процесса.


На протяжении последней недели информационное поле пестрило многообещающими вариациями развития событий и перспективами встречи с участием Дональда Трампа. В Белом доме саммит нарекли «историческим». Параллельно воодушевляющим ожиданиям транслировались месседжи о возможном подписании мирного договора. Настроения в правительственных кругах Армении относительно грядущих переговоров отражает цитата Никола Пашиняна: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими».


Эмоциональный фон азербайджанской стороны передают слова помощника президента Азербайджана Хикмета Гаджиева: «Президент Ильхам Алиев выиграл войну — теперь он выигрывает мир».


В пестром поле информационной повестки было важно не обмануться ожиданиями. По итогам встречи очерчиваются два измерения ее мотивов: трехсторонний формат и двустороннее взаимодействие.


Переговоры между Ереваном и Баку с участием США — не первая попытка сторон за год трансформировать линию конфликта в пунктир мира.


В начале года интерес к региону и армяно-азербайджанскому треку, в частотности, в Вашингтоне был минимален (либо в Белом доме хотели, чтобы он казался таковым). По аналогии с первым «опытом» президентства Дональда Трампа было предсказуемо: в скором  фокус политического внимания заострится на переговорах Еревана и Баку. Важно лишь время и «удобный» для Вашингтона расклад сил. На сегодняшний день — налицо две группы факторов, в центре которых отнюдь не Ереван и Баку: расширение дистанции Еревана от Москвы, кризис в отношениях Баку и Москвы — с одной стороны и «горячая пауза» на ближневосточном треке в сочетании с переговорами Вашингтона и Москвы по украинскому вопросы — с другой.
Предоставив площадку и включившись в переговорный процесс, Вашингтон использовал «эксклюзивное» право соорудить мост в момент, когда русла рек меняют направление. Невзирая на то, что для Еревана и Баку вовлечение третьих сторон оставалось недопустимым, стороны поддерживали посреднические усилия партнеров создать площадку/выступить медиаторами без прямого вовлечения в итоговый расклад сил (как это было на встрече в Абу-Даби в июле).


Одним из итогов встречи в Вашингтоне стало парафирование мирного соглашения в соответствии с подписанной трехсторонней декларацией, что становится своего рода дипломатической победой администрации Д. Трампа. Уверенность в успехе собственного посредничества демонстрируют последующие заверения американского президента об устойчивости договоренностей и, в случае инцидентов, их решении по «принципу телефонного звонка».


Подписание сторонами Совместной декларации было ожидаемым. Документ зафиксировал
• совместное обращение Армении и Азербайджана по линии МИД в ОБСЕ о закрытии Минского процесса и связанных с ним структур,
• намерение открыть транспортные коммуникации включая беспрепятственную связь между Азербайджаном и Нахиджеваном,
• цель Армении сотрудничать с США и согласованными третьими сторонами по проекту«Маршрут Трампа во имя международного мира и процветания» (TRIPP).


Помимо трехсторонних переговоров состоялись двусторонние встречи Дональда Трампа с Пашиняном и Алиевым.


По линии Армения-США были подписаны меморандумы
• о партнерстве по проекту «Перекресток мира»,
• об инновационном партнерстве в сфере искусственного интеллекта полупроводников,
• о партнерстве в сфере энергетической безопасности.


Партнерство с Азербайджаном выходит на новый уровень: Ильхам Алиев и Дональд Трамп подписали договор о стратегическом партнерстве, на основании которого планируется подготовка Хартии. Параллельно этому расширяется сотрудничество Баку и Вашингтона в нефтегазовой области: меморандум о сотрудничестве подписали компании SOCAR и ExxonMobil.


Очевидно стремление Вашингтона этими действиями направить «сигнал» Москве, что влияние США в сфере стратегических интересов России нарастает. Однако, реальные последствия можно будет оценить после окончательно завершения переговоров между Ереваном и Баку.  Есть важный нюанс, который не изменится от того, кто посредник и на чьей территории пройдет встреча — предусловия Баку. В этом случае Азербайджан следует принципу Пьера Кубертена «не спеши, а то успеешь». Пока вопрос разблокировки коммуникаций не перейдет в практическую плоскость за пределы документы и проект «Зангезурского коридора» не будет окончательно согласован, (не взирая на заявления о том, что  вопрос коммуникаций — шире, как и диалог о дорогах и границах), процесс качественно не продвинется. Процесс роспуска Минской группы ОБСЕ запущен. Велика вероятность, что до конца календарного года все формальные процедуры завершатся. Другие условия: изменение Конституции, делимитация и демаркация границ не менее важны, однако их реализацию стороны откладывают на более поздний срок.


Итоги вашингтонских встреч подтвердили устойчивый курс Еревана и Баку менять почерк в написании истории двусторонних отношений. Ее ядром должен стать мир, однако в какой степени декларативные заявлению будут воплощены в жизнь зависит исключительно от готовности сторон. В это вплетены  внешние и внутренние факторы. Векторы сотрудничества на западном направлении расширяются, но не стоит забывать: будучи странами-соседями Россия и Иран всегда поддерживали установление мира между Ереваном и Баку. Однако что станет красной линией, когда в процесс вовлечен Вашингтон? Не исключено, что на фоне продвижения проекта TRIPP возможно транспортно-логистическая кооперация в формате всего региона. Однако ни в Москве, ни в Тегеране не будут приветствовать продвижение США в регион. Для северного и южного соседа активность США — мощный сигнал, требующий активизации открытого  и честного диалога с Ереваном и Баку.

На внутреннем контуре возникают иные вопросы: армянское общество будет реагировать при усилении дипломатического давления Баку и растущие риски безопасности в ситуации, когда внутренняя турбулентности набирает обороты?  В свете грядущих парламентских выборов этот вопрос актуален. Как долго Баку будет готов сдерживать геополитические амбиции и не применять военные методы в «закрытии гештальтов» — вопрос, который сопровождает переговорный процесс сейчас и не перестанет быть ключевым после подписания формального документа. Будет ли это честная игра, как заверили стороны, или переход от войны с элементами мира до мира с элементами войны? — определит время.

Эксперт: для России срыв переговоров с Трампом не будет болезненным ударом
Следующая новость next

Регион

Все новости
 Иран выступает против вмешательства внерегиональных сил в дела Южного Кавказа — МИД ИРИ
11.08.2025
Иран выступает против вмешательства внерегиональных сил в дела Южного Кавказа — МИД ИРИ