На предыдущем саммите Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) уже начался процесс присоединения Ирана к этой важной структуре, и теперь это обстоятельство официально будет закреплено. Вполне естественно, что, вступив в ШОС, Иран значительно усилит свое влияние в регионе и углубит отношения со странами, на которые не распространяются введенные США санкции.
Такое мнение в беседе с «Арменпресс» высказали иранисты Арут Артин Аракелян и Жанна Варданян, говоря о том, что может дать Ирану обстоятельство вступления в полноправные члены ШОС.
Министр иностранных дел России Сергей Лавров сообщил, что полноправное членство Ирана в организации будет оформлено в ходе предстоящей встречи глав государств ШОС, которая состоится 4 июля в Нью-Дели.
«Если есть возможность выхода на крупные рынки, куда можно вкладывать огромные инвестиции, естественно, что это стремление объединит заинтересованные страны. Не будем забывать, что БРИКС действует параллельно с ШОС, куда Иран также подал заявку на полноправное членство, тем более что налицо формирование нового геополитического полюса, в котором входящие державы пытаются договориться даже о единой валюте, представляющей серьезный вызов американскому доллару», - сказал Аракелян.
По его мнению, то, что сейчас делает Иран, является попыткой сближения со странами Восточного блока, и это обстоятельство по принципу домино направит и другие государства региона в Азиатско-Тихоокеанский регион. Все соседи Армении сближаются с российско-китайской осью, поэтому, по мнению Аракеляна, правительству РА следует стремиться к более тесным отношениям с набирающим обороты восточным блоком. Армения должна воспользоваться предоставленными возможностями, а не позиционироваться между государствами и рассматриваться как конкурент.
«Став полноправным членом ШОС, Иран сможет легче продавать свои нефть и газ зарубежным странам. Предоставление Китаю Чабахарской свободной экономической зоны в определенной степени связано с фактом вступления в ШОС. Не будем забывать, что Индия также сделала серьезные инвестиции в эту экономическую зону. Кроме того, Китай участвует и в стабилизации ирано-саудовских отношений, а также в урегулировании арабо-израильского конфликта. Сближение с Китаем, Россией и Индией даст Ирану возможность еще больше усилить свое влияние на Ближнем Востоке, тем более, что указанные страны стремятся к реализации мегапроектов, имеющих геоэкономическое значение», - сказал Аракелян.
Касаясь вопроса, не попытаются ли западные страны поставить Иран под свой контроль в ходе ведущихся переговоров по иранской ядерной программе, иранский эксперт сказал, что в Иране уже осознают бесперспективность этих переговоров, поэтому заключение ядерного соглашения считают невозможным.
Жанна Варданян, в свою очередь, отметила, что Иран ценит свою вовлеченность в различные региональные структуры, будь то политические или экономические, и именно в этом контексте Иран хочет играть полноценную роль в ЕАЭС и ШОС, принимая во внимание, что полностью находится под санкциями США.
«Имея ограниченные отношения с Западом, официальный Тегеран смотрит на Восток, пытаясь создать общую сеть со странами Азии, Латинской Америки и Африки, что позволит обойти последствия санкций и сохранить стабильность экономики», - заметила Варданян.
Говоря о том, принесет ли полноправное членство в ШОС Ирану больше геоэкономических или геополитических дивидендов, Варданян подчеркнула, что будет предпринята попытка совместить эти два важных компонента, показав, что Иран вовсе не подавлен и по-прежнему на Ближнем Востоке имеет прочные позиции.