Таможенный кодекс ЕАЭС: трудный путь к экономической интеграции
Новый Таможенный кодекс Евразийского экономического союза может быть принят до конца года и вступить в силу 1 января 2017 г. С его принятием всех участников внешнеэкономической деятельности в Евразийском союзе ожидают большие перемены.
В конце октября состоялось заседание Евразийского межправительственного совета, в ходе которого главным вопросом стало обсуждение нового Таможенного кодекса союза. «На уровне Евразийской экономической комиссии и на уровне национальных представительств стран ЕврАзЭС очень много делается для того, чтобы начать работать по новому кодексу Евразийского союза с 1 января 2017 года», – в интервью ТАСС 20 октября сообщил замглавы Федеральной таможенной службы России Руслан Давыдов.
Напомним, что проект нового Таможенного кодекса Евразийского союза был одобрен главами правительств 12 августа этого года, после чего документ был направлен на внутригосударственное согласование. При этом все стороны заявляли о твердом намерении завершить его согласование в короткие сроки и принять до конца этого года.
«На сегодняшний день мы достигли высочайшей стадии готовности Кодекса – проект направлен на финальное внутригосударственное согласование, – сообщил в середине августа в интервью «Евразия.Эксперт» директор департамента таможенного законодательства и правоприменительной практики ЕЭК Дмитрий Некрасов, – Мы ожидаем, что пересмотра состоявшихся договоренностей не будет и рассчитываем, что в декабре на встрече президентов Кодекс будет подписан».
Как отмечается в статье, опубликованной на сайте "Евразия. Эксперт", необходимость принятия нового Таможенного кодекса связана с самим созданием ЕАЭС, ставшим продолжением предыдущих этапов евразийской интеграции – Таможенного союза и Единого экономического пространства.
32-ая статья договора о создании ЕАЭС, вступившего в силу с начала 2015 г., гласит, что «в Союзе осуществляется единое таможенное регулирование в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и регулирующими таможенные правоотношения международными договорами и актами, составляющими право Союза, а также в соответствии с положениями настоящего Договора».
Помимо Таможенного кодекса в рамках ЕАЭС до сих пор действуют порядка 20 международных соглашений, которые нередко противоречат друг другу. В ходе работы над проектом нового таможенного кодекса все они были переработаны и кодифицированы.
Новый Таможенного кодекс ЕАЭС содержит ряд принципиально новых положений, которые должны существенно упростить работу добросовестных участников внешнеэкономической деятельности, стимулировав тем самым развитие экономики и торговли.
Кодекс предусматривает такие нововведения, как электронное таможенное декларирование и автоматическое совершение операций, исключающее участие в процедуре выпуска товаров сотрудников таможни, подачу таможенных деклараций без предоставления подтверждающих ее документов, совершенствование института уполномоченного экономического оператора, призванного упростить и ускорить процесс прохождения товаров через таможню. А также создает условия для механизма «единого окна», позволяющего ускорить оформление документов.
К совершенно новым явлениям относится, в частности, институт уполномоченных экономических операторов – хорошо себя зарекомендовавших организаций, которым предоставляется возможность вести внешнеэкономическую деятельность по упрощенным таможенным процедурам. Такие предприятия получат возможность существенно сократить свои временные и ресурсные затраты, а таможня сможет сконцентрироваться на тех направлениях, где есть реальная опасность.
Разработка нового кодекса отнюдь не обошлась без проблем. Работавшая над ним комиссия получила порядка 1,5 тыс. замечаний. Причем Россия и Беларусь вносили в основном предложения технического характера, а Казахстан настаивал на том, чтобы перенести значительную часть полномочий по таможенному регулированию на национальный уровень, оставив в рамках ЕАЭС лишь единую систему транзита.
Астана, в частности, предлагала изъять из ведения союза все вопросы, связанные с налогообложением. Ее опасения были связаны с отменой принципа резидентства, что могло привести к перетоку бизнеса в другие страны.
Сегодня, например, казахстанский импортер, поставляющий товар из ЕС в Россию, сначала должен везти его в Казахстан, и уже затем – в РФ. Казахстан боялся потери налоговых поступлений, что повлекло бы за собой необходимость разработки в ЕАЭС единой системы взимания и распределения налогов по аналогии с тем, как это происходит с таможенными пошлинами. В результате от отмены принципа резидентства пока было решено отказаться.
С принятием нового Таможенного кодекса ЕАЭС власти и бизнес, принимавший в его разработке активное участие, связывают большие надежды. Ожидается, что применение лучших международных практик, исключающих воздействие «человеческого фактора», позволит существенно активизировать деятельность связанных с внешними рынками предприятий.
В числе ожидаемых плюсов – рост экспорта и упрощение поставок импортных товаров, необходимых для модернизации экономики.