Предвыборная ситуация в Турции вместе с шансами на победу действующего турецкого лидера Реджепа Тайипа Эрдогана резко изменится в случае его выбывания из избирательной кампании из-за обострившихся проблем со здоровьем. После того, как Эрдогану стало плохо во время интервью местному телеканалу, которое транслировалось в прямом эфире, турецкий лидер отменил ряд запланированных мероприятий, на которых он должен был присутствовать. Хотя его сторонники всячески уверяют, что Эрдоган «в добром здравии», турецкий лидер принял участие в церемонии доставки ядерного топлива на АЭС «Аккую» не лично, а по видеосвязи.
Здоровье Эрдогана - предельно закрытая тема в Турции и почти приравнена к государственной тайне. Достоверно известно и официально подтверждено то, что в 2011 году Эрдоган перенёс операцию на кишечнике. С тех пор в турецкой независимой прессе периодически появляются слухи о том, что якобы у него рак. В любом случае, как отмечают тюркологи, 69-летний турецкий лидер стал медленнее говорить, ему стало труднее передвигаться. Это стало заметно и во время его выступления на церемонии доставки ядерного топлива на строящуюся АЭС. Иными словами, это не тот Эрдоган, который в прошлом мог запросто довести до точки кипения эмоции публики и проводить многочасовые митинги.
Советник директора Института востоковедения НАН Армении, академик, тюрколог Рубен Сафрастян уверен, выбывание Эрдогана из предвыборной гонки практически равно его проигрышу (вместе с возглавляемой им партией) на выборах, где оппозиция выступает единым фронтом с участием шести основных влиятельных сил. Однако, даже в случае прихода к власти оппозиции, Азербайджан продолжит оставаться в числе основных приоритетов внешней политики Турции, в связи с этим Рубен Сафрастян не разделяет ожидания по поводу снижения уровня поддержки Анкары Баку.
Г-н Сафрастян, как выбывание Эрдогана из предвыборной гонки повлияет на его личные шансы и шансы возглавляемой им партии на ожидающихся президентских и парламентских выборах, назначенных на 14 мая?
Выбывание из предвыборной гонки резко изменит ситуацию на внутриполитической арене Турции не в пользу Эрдогана и правящей партии «Справедливость и развитие». Это существенно обвалит его позиции, тем самым понизив шансы на воспроизводство его власти. Предвыборная кампания турецких властей полностью завязана на личности действующего президента. Даже было подсчитано, что порядка 17 часов в день он может разъезжать, принимать участие в различных встречах, выступать перед публикой и пр. Это плотик с огромной харизмой и опытом. В связи с этим, если представить, что Эрдоган ослабил свое участие в избирательной кампании, это резко снизит шансы власти на победу. Я не исключаю также то, что оппозиция сможет одержать победу. Такой сценарий возможен.
В рядах правящей силы есть кем заменить Эрдогана? Есть ли политическая фигура, хотя бы близкая по харизме и опыту действующему президенту?
Могу практически точно сказать, что такой фигуры нет. Не только в правящей партии, но и во всей Турции. Есть, конечно, приближенные к Эрдогану политики, которые в последнее время получили полномочия и сферы влияния, но по харизме и своему масштабу они даже близко не могут стоять к турецкому лидеру. Одним из возможных преемников Эрдогана называют министра национальной обороны Турции Хулуси Акара, который в последние полтора года демонстрирует политические амбиции, выступает с политическими заявлениями. Из этого можно предположить, что в будущем, когда наступит подходящий момент и время, он может взять на себя роль лидера правящей партии. Однако и он далек от Эрдогана своей харизмой.
Как повлияет на приоритеты внешней политики Турции уход Эрдогана с политической арены и выигрыш оппозиции на выборах?
В целом внешнеполитические приоритеты изменятся. Они будут не столь амбициозными, как сейчас, станут более скромными. Я в этом не сомневаюсь, поскольку нынешние цели и задачи турецкой внешней политики обусловлены личными амбициями Эрдогана. Они никак не совпадают с реальными возможностями Турции. Эта страна – региональная держава, а Эрдоган желает вести игру близкую к возможностям глобальной державы. Это то же самое, что прыгнуть выше головы. Эрдоган сейчас занят тем, чтобы как-то приспособить Турцию к своим геополитическим планам и амбициям. Отсюда и все проблемы, в том числе экономические. Они уже давно являются следствием его напористой политики, за которой плотно закрепилось название «эрдономика», приведшая к существенному спаду уровня жизни в Турции.
Давайте тут более конкретно. В случае победы оппозиции Турция продолжит оказывать поддержку Азербайджану в нынешних масштабах? Насколько оправданы ожидания некоторых армянских кругов о том, что при победе турецкой оппозиции Баку лишится поддержки Анкары?
Оппозиция будет занимать более прозападную позицию, они будут работать в русле глобальных целей и задач США. То есть в фарватере внешней политики Вашингтона. Так скажем, станут трансляторами интересов США в сопредельных регионах. Однако не стоит ожидать качественного изменения отношений между Баку и Анкарой. Нынешний уровень взаимных отношений, скорее всего, сохранится. По нескольким причинам. Во-первых, военно-политическая, экономическая интеграция между двумя странами очень глубокая. Не думаю, что турецкая оппозиция в случае победы на выборах откажется от нее. Зачем? И второе, если даже Турция будет работать в фарватере США, то и здесь Азербайджан важен. Для США и Израиля Азербайджан рассматривается как важный антииранский фактор в регионе. Таким образом, я не разделяю надежды и ожидания касательно того, что при победе турецкой оппозиции Азербайджан лишится поддержки Турции.