Бои на армяно-азербайджанской границе 11 апреля еще раз напомнили о взрывоопасности обстановки на передовой и шаткости усилий посредников, направленных на заключение мирного договора между Арменией и Азербайджаном. Новая вспышка насилия стала также своеобразным экзаменом для патрулирующих армяно-азербайджанскую границу европейских наблюдателей, которые серьезно подмочили свою репутацию тем, что согласно сообщению издания Politico, передают Азербайджану сведения о патрулировании границы.
Бои на участке границы у села Тех Сюникской области, которые вспыхнули по утверждению Минобороны Армении из-за азербайджанской провокации, за несколько часов привели к гибели семерых военнослужащих с обеих сторон. Армения и Азербайджан обвинили друг друга в провокациях. В качестве доказательства своей версии Минобороны Армении опубликовало кадры, на которых видно, «как азербайджанская сторона с целью провокации направляет автомобиль в сторону армянских военнослужащих, после чего открывает огонь по ним».
Боестолкновения на армяно-азербайджанской границе произошли на приграничном участке села Тех Сюникской области Армении, которое находится примерно в 10 км от армянского города Горис и примерно в 40 км от Степанакерта, столицы Арцаха. До недавних пор через этот участок пролегала дорога, соединяющая Армению с Нагорным Карабахом по Лачинскому коридору – ныне блокированному азербайджанцами. Тогда дорога с прилегающей территорией по всей протяженности контролировалась российскими военными. Они оттуда ушли после ввода в эксплуатацию новой автомобильной дороги, соединяющей Армению с Нагорным Карабахом.
Практически сразу после изменения маршрута и появления там армянских и азербайджанских пограничников, этот участок границы протяженностью 12 км, стал источником напряжения. Азербайджанские силы, по утверждению армянской стороны, «в некоторых местах углубившись на территорию Армении на 100-300 метров, расположились там». Хотя армянские власти сообщили о некотором улучшении ситуации после проведения работ по корректировке пунктов дислокации пограничников, однако эскалации все же не удалось избежать.
Научный сотрудник Института Кавказа Гор Петросян объясняет инцидент желанием Азербайджана придвигать дальше процесс «бордеризации» (обустройство границы силовыми методами). «Мы имеем дело с «бордеризацией», когда Азербайджан занимает доминирующие высоты на границе, окапывается там и не уходит оттуда. Такое случилось и в прошлом году во время сентябрьской эскалации», - напомнил Петросян в беседе с VERELQ.
Эскалация на границе вызвала и ожесточенные внутриполитические баталии. Власти уклонялись от ответов на вопросы оппозиции - по чьему приказу велись переговоры с азербайджанцами по позиционным вопросам и почему азербайджанцам было позволено приблизиться к армянским позициям крупными вооруженными силами?
Премьер-министр Никол Пашинян ограничился тем, что назвал действия азербайджанской стороны «вероломными». А затем сделал заявление, которым фактически поставил под сомнение компетенцию армянских военных. Пашинян назвал инцидент следствием «провала» выполнения ряда своих указаний по обеспечению безопасности на месте. Заявив, что обострение было предсказуемым и его можно было избежать, Пашинян поручил правоохранителям разобраться в случившемся и сообщил об «административных последствиях». А они, по-видимому, не заставили себя долго ждать. Через несколько часов Пашинян уволил командующего пограничными войсками Службы национальной безопасности Армении полковника Армана Маралчяна.
В контексте инцидента на границе многие начали говорить об эффективности деятельности мониторинговой миссии ЕС, которая была развернута в Армении для мониторинга на границе с Азербайджаном с целью обеспечения стабильности. Тут стоит также вспомнить о том, что мониторинговая миссия успела также запятнать свою репутацию тем, что согласно сообщению американского издания Politico, передавала Азербайджану сведения о патрулировании границы.
Интересно то, что спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу Тойво Клаар, в свою очередь, подтвердил эту информацию. «Миссия еженедельно предоставляет информацию о графике патрулирования Азербайджану. Нам нечего скрывать», – сказал Клаар в ходе обсуждения на тему «Безопасность на Южном Кавказе: какова роль ЕС?», организованного аналитическим центром European Policy Center 11 апреля.
Европейский союз все же отреагировал на инцидент призвав стороны, с целью деэскалации обстановки, к отводу своих войск от границы 1991 года. Армения уже согласилась на предложение европейских партнеров. «Считаю необходимым отметить, что Армения готова пойти на такой шаг по всей линии границы 1991 года. Деструктивный подход Азербайджана препятствует такому решению. Он систематически демонстрирует свою практику несоблюдения международных соглашений», - сказал в четверг на заседании правительства премьер-министр республики Никол Пашинян.
Военный аналитик и исследователь APRI Armenia Леонид Нерсисян считает, что рассматривать миссию ЕС в Армении в качестве «источника безопасности» для страны не стоит. “Она не является гарантом безопасности. Это лишь компонент обеспечения безопасности от большой войны. А от небольших инцидентов она не спасет. Это всего лишь наблюдатели, которые фиксируют ситуацию и докладывают Брюсселю. Лишь в ЕС решается, что делать дальше с этой информацией”, - сказал в беседе с VERELQ Нерсисян, добавив, что гарантией от большой войны для Армении является комплекс мер.
«Такие меры обеспечивают Россия, Иран, сейчас даже Индия, с которой Армения начала теснее сотрудничать в сфере безопасности. ЕС тоже является таким компонентом», - пояснил эксперт.
Россия, которая является союзником Армении и эксклюзивным посредником по карабахскому урегулированию, уже внесла свою лепту в стабилизацию обстановки на границе и заявила об активизации своих посреднических усилий. «Представители Вооруженных сил и погранслужбы РФ приняли меры по деэскалации ситуации на границе Армении и Азербайджана», - сказала на брифинге с журналистами 12 апреля официальный представитель МИД РФ Мария Захарова, сообщив также о согласии Еревана и Баку на предложение российской стороны провести переговоры в России.