Правительство Армении желает вдохнуть новую жизнь в экономику северного Ширакского региона страны посредством строительства в Гюмри «сухого порта» - промышленной зоны и логистического хаба. Остро нуждающийся в инвестициях второй по величине армянский город, где расположена 102 российская военная база, а промышленность региона пришла в упадок после разрушительного землетрясения и распада СССР, может получить шанс на экономическую реабилитацию.
В полную силу этот проект, по мнению экономистов, заработает лишь при открытии границы с Турцией, власти которой, после многолетней сухопутной блокады Армении, недавно оповестили Ереван о возобновлении прямых грузовых авиаперевозок между странами. Это придаст данному проекту совершенно новый смысл и экономическое значение.
В конце прошлого года Министерство экономики Армении анонсировало планы по строительству многокомпонентного логистического узла в Ширакской области, недалеко от аэропорта Ширак. Проект под звонким названием «Сухой порт» вызвал ожидаемый ажиотаж в Армении – стране, не имеющей выхода к морю и с ограниченными возможностями сухопутного сообщения из-за конфликта с Азербайджаном и Турцией. Именно транспорт, точнее проблемы с его доступностью являются одним из препятствий для торгово-экономического развития Армении. Блокада, не развитая транспортная сеть внутри страны привели к тому, что Армения находится на 92 месте по индексу эффективности логистики Всемирного банка. Это один из худших показателей данного глобального рейтинга.
В правительстве желают улучшить логистическую доступность Армении посредством создания коммуникационных хабов. «Худшие логистические показатели – слабость нашей страны. В связи с этим перевозка товаров в Армению или из Армении становится головной болью для бизнеса. Для исправления ситуации нам нужны инфраструктуры, и «сухой порт» дает такую возможность, - сказал на днях в беседе со СМИ министр экономики Армении Ваган Керобян. – «Сухие порты» создаются в странах, у которых нет выхода к морю, для обеспечения быстрой и надежной связи с ближайшими морскими портами. «Сухой порт» в Гюмри должен иметь железнодорожную, автомобильную и воздушную связь с ближайшими экономическими центрами».
Развитая транспортная сеть - мощный стимул роста ВВП для любого государства, что очень важно для небогатой ресурсами Армении. Территорию страны с 3-миллионным населением, несмотря на малые размеры, автотранспорт преодолевает в среднем за 11 часов. Есть надежда, что строящийся в настоящее время новый транспортный коридор «Север-юг» протяженностью 556 километров должен сократить это время вдвое. В связи с этим не случайно, что согласно задумке правительства, «Сухой порт» с индустриальным парком, будет иметь прямой доступ как к железной дороге, так и к аэропорту, и будет расположен у трассы «Север-юг».
Проект, правда, пока находится в зачаточном состоянии. Для его реализации потребуются инвестиции в размере $70-90 млн, а строительство займет от 9 до 12 месяцев. Если процессы не замедлятся, в правительстве надеются, что к концу 2024 года или к началу 2025-го «порт» станет полностью функциональным. Однако другие ограничители все же будут замедлять процесс выхода данного логистического узла на свою проектную мощность к 2025 году - около 52 тыс. грузовых контейнеров, к 2030-му - почти 105 тыс. Главным ограничителем являются вялые темпы строительства магистрали «Север-юг», которое должно было закончиться еще в 2019 году, но на данный момент сдано в эксплуатацию лишь 5-6% от всей протяженности трассы.
«До сих пор мы построили всего 50-60 км от всей протяжённости трассы, такими темпами для завершения строительства нужен целый век», - ранее в беседе с VERELQ заявил директор крупнейшей армянской грузоперевозочной компании «Апавен», кандидат экономических наук Гагик Агаджанян.
Хотя безработица в Ширакской области остается одной из высоких среди регионов Армении, квалифицированная рабочая сила будет вторым по значимости ограничителем для реализации этого проекта. Ожидается, что в процессе реализации «Сухого порта» в течение 2-3 лет в Гюмри будет создано 20-40 тысяч рабочих мест, если инвесторы захотят построить новые заводы в промышленной зоне.
«Я долго думал об этом. На этот вопрос нет простого ответа. Некоторые производства, конечно, будут вынуждены приглашать квалифицированных работников извне, но, думаю, в нашей стране есть много молодых людей, которые готовы пройти обучение и получить специальность. Надо дать им такую возможность», - сказал в беседе со Sputnik Армения ответственный за организацию проекта, советник министра экономики Армении Шарль Малас, который ранее проектировал похожие логистические центры в Ираке и Грузии.
Экс-вице-премьер Армении Ваче Габриелян отмечает факт близости места расположения «Сухого порта» от границы Турции. «Если правительство говорит о строительстве «Сухого порта», и он расположен у границы Турции, то это значит, что граница с Турцией открыта? – задался вопросом Габриелян в беседе с VERELQ и добавил. – «Сухие порты» создаются у границы, чтобы регулировать или осуществлять внешнюю торговлю. Граница Грузии тоже недалеко, но основной грузопоток с Грузией осуществляется не через расположенный в этом регионе таможенный пункт «Бавра» (на этой стороне у Грузии нет автомагистрали, способной обслуживать большие грузопотоки – ред.). Грузопотоки с Грузией осуществляются в основном через КПП «Баграташен», который находится в северной части Тавушской области Армении».
В целом эксперты допускают, что реализация проекта «Сухого порта» в Гюмри может быть связана с перспективами открытия границы и нормализации отношений с Турцией, в направлении которого Ереван и Анкара на дипломатическом уровне работают с прошлого года. В связи с этим они указывают на недавнее решение правительства Турции запустить прямые грузовые авиаперевозки с Арменией. Ожидается, что в скором времени стороны разрешат гражданам третьих стран, согласно ранее достигнутой договоренности, пересечь сухопутную границу, что по сути является генеральной репетицией перед полноценным открытием границы и установлением дипломатических отношений.
Установление полноценных экономических связей с Турцией придаст данному проекту совершенно новый смысл и экономическое значение. В противном случае, с учетом ограниченных возможностей автомагистрали на грузинской стороне и отдаленности «Сухого порта» от иранской границы, экономическая рентабельность данного проекта становится, как минимум, проблематичной.