В силу своих логистических ограничений вряд ли Армения может стать полноценным участником международного транспортного коридора «Север-юг», который должен обеспечить бесперебойную транспортировку грузов из Индии по Персидскому заливу до Черного моря. Скорее будет работать транспортная магистраль по маршруту Россия-Азербайджан-Иран, а оттуда, может быть, в Индию. Об этом в беседе с VERELQ заявил директор крупнейшей армянской грузоперевозочной компании «Апавен», кандидат экономических наук Гагик Агаджанян.
Идея формирования международного транспортного коридора «Север-юг» с участием Индии стала вновь актуальной после упоминания об этом главы МИД Ирана Хосейна Амира Абдоллахияна на брифинге с армянским коллегой Араратом Мирзояном в Ереване 20 октября.
«С учетом важной роли Индии в этом вопросе мы были едины во мнении, что нужно сформировать трехстороннюю платформу, чтобы реализовать наши планы по этому пути. А также для того, чтобы мы более эффективно работали над созданием этого коридора, - сказал он. - Международный транспортный коридор Персидский залив - Черное море является одним из основных направлений переговоров между Арменией и Ираном. Этот вопрос подробно обсуждался в ходе переговоров с министром иностранных дел Армении Араратом Мирзояном».
Оптимизм политиков и дипломатов Гагик Агаджанян не разделяет и не думает, что коммуникационное направление «Север-юг» сулит Армении большие перспективы. «Тут множество нюансов. Непонятно зачем строить коридор между портами. Как правило порты нужно соединять с городами и странами, а не между собой по суше. Но даже если представим, что определенный грузопоток по этой магистрали будет осуществлен через Армению, сразу же возникают две проблемы, связанные с медленными темпами строительства и ошибочным проектированием армянского участка автомагистрали «Север-юг»»,- сказал наш собеседник.
Строительство автомагистрали началось в 2009 году и должно было закончиться еще в 2019 году, однако на данный момент сдано в эксплуатацию лишь 5-6% от протяженности трассы 556 километров. Она должна сократить время преодоления территории страны автотранспортом почти в двое до 5-6 часов вместо нынешних 11 часов. «До сих пор мы построили всего 50-60 км от всей протяжённости трассы, такими темпами для завершения строительства нужен целый век», - пояснил Агаджанян.
Помимо медленных темпов строительства трассы, вторым более важным ее недостатком, по словам Агаджаняна, является «ошибочное проектирование». «Дело в том, что мы строим автомагистраль в сторону таможенного пункта «Бавра» на границе с Грузией, а должны строить туда, куда Грузия строит свою новую автотрассу с большой пропускной способностью. А это пограничный пункт «Баграташен». Тогда можно было бы говорить о прокладке Транскавказской трассы, которая в принципе могла быть стать транзитным маршрутом для определенного объёма грузов посредством мультимодальных перевозок. Но сейчас дорога строится так, чтобы она не заработала, по крайней мере в качестве транзита. Мы строим трассу туда, где на стороне Грузии нет автомагистрали, способной обслуживать большие грузопотоки», - недоумевает эксперт.
Затем он поднял самый с его точки зрения чувствительный вопрос. «Планы превращения Армении в коммуникационный узел коридора «Север-юг» от Индии до Черного моря вряд ли могут сбыться или хотя бы реализоваться в соответствии с ожиданиями политиков», - считает он, между тем объясняя мотивы Ирана по продвижению этой темы.
«Еще 10 сентября этого года Россия, Азербайджан и Иран подписали Декларацию о развитии транспортного коридора «Север-Юг», а Иран и Азербайджан планируют начать строительство 165-километровой железной дороги "Решт-Астара", которая является важной составляющей этого коридора, обеспечивающего выход России к Индии через Персидский залив. Не исключено, что в этом новом региональном логистическом уравнении Иран разыгрывает армянскую карту для укрепления своих позиций в будущем торге с Азербайджаном, ведь все вопросы, связанные с этим коридором еще не решены, предстоят переговоры.
Хотя не исключено, что для переправки каких-то грузов может быть выбран армянский маршрут, если, конечно, трасса «Север-юг» будет построена к этому времени. Но в целом он не может стать реальным конкурентом железнодорожному маршруту, который будет проложен через Азербайджан. В связи с этим тщетны надежды на то, что Азербайджан предоставит Армении железнодорожный путь в Иран через Нахиджеван, если Армения откроет для Азербайджана коридор в тот же Нахиджеван и Турцию. Ни в коем случае, Баку не будет этого делать, Азербайджан не создаст своими руками конкурирующую со своим маршрутом железнодорожную коммуникацию по Армении.
Если участок дороги из Азербайджана через армянский Сюник в Нахиджеван будет под контролем Армении (а это рычаг в руках Еревана), тогда можно подумать, что Баку откроет Ж/Д коммуникацию в Иран для Армении, обеспечивая безопасность этого маршрута. При наличии у Армении железнодорожной коммуникации с Ираном, Грузия тоже начала бы задуматься о рентабельности перезапуска абхазского участка железной дороги, поскольку речь идет о большом грузопотоке из России в Индию и обратно, что является весьма прибыльным делом. В противном случае, я глубоко сомлеваюсь, что Баку это сделает», - заключил Гагик Агаджанян.