Долговое бремя давит на Армению: экономисты
Смену премьер-министра и экономического блока правительства в Армении рассматривают не столько как качественное изменение модели управления, сколько политическое решение, обусловленное предвыборной ситуацией.
Через 7 месяцев в республике пройдут выборы в Национальное собрание, и как считает замглавы постоянной комиссии парламента по экономическим вопросам Микаел Мелкумян, власти пытаются сформировать новое правительство, которое попросту ен успеет стать мишенью критики общественности.
У общества существуют некоторые ожидания от нового кабмина, касающиеся улучшения экономической жизни. Однако эксперты не питают каких-либо иллюзий, ибо считают, что делается попытка «создать мнимую атмосферу справедливости».
По словам Мелкумяна, сложно говорить о социально-экономическом развитии в условиях сокращения бюджетных расходов на 100 млрд драмов. Ожидать реального роста экономики не приходится.
Правительство в этом году ожидается рост в 2.4% вместо прежних 2.2. Планируется завершить год с 1 трлн 65 млрд драмов налоговых поступлений, что на 80 млрд меньше запланированного. Расходы составят 1 трлн 360 млрд. В следующем году правительство ожидается 1 трлн 135 млрд налоговых поступлений. Бюджетные расходы в 2017 г. сократятся на 100 млрд драмов.
По мнению экономиста Ваагна Хачатряна, армянская экономика находится в более тяжелом положении, чем это пытаются представить в виде макроэкономических показателей. При этом новый кабмин не предлагает практических механизмов развития МСБ, борьбы с коррупцией и монополиями.
Экономические прогнозы в основном связаны с ожиданиями от российской экономики и ростом мировых цен на медь. При этом вероятность того, что ситуация в РФ улучшится, такая же, как и вероятность того, что не улучшится. То же самое можно сказать о ценах на медь.
В период мирового экономического кризиса 2008 -2009 гг. правительство заявило, что экономическая модель, основанная на обеспечении экономической активности благодаря строительному буму, была блефом. Затем был переход к модели, основанной на частных трансфертах и накоплении внешнего долга. Впоследствии себя исчерпал и этот вариант. Теперь кабмин заявляет, что необходимо консолидировать внешний долг, который к концу года уже составит 5.9 млрд долларов.
По мнению экспертов, судя по заявлениям нового премьер-министра Карена Карапетяна о сокращении теневой экономики, можно предположить, что в будущем экономическая модель будет основана не на обеспечении роста, а на увеличении налоговой базы за счет сокращения доли теневой экономики.