Эксперты: Армения живет в режиме тревожного ожидания
Серж Саргсян отсидел два срока с 2008 года, дальше президентом оставаться не может. Конституция это запрещает. Поэтому и проводится конституционная реформа. Армения превращается в парламентскую республику. Референдум это уже одобрил, сейчас предстоят выборы. В начале апреля следующего года пройдут выборы в парламент. Об этом заявил президент Научного общества кавказоведов Александр Крылов.
Он отметил, что потом уже парламент будет выбирать премьер-министра, а по Конституции в руках премьер-министра теперь сосредотачивается та же самая власть, которая была у президента, передает pravda.ru.
«Он верховный главнокомандующий, он назначает правительство и так далее. Так что здесь мы тоже видим проблему сохранения власти и преемственности. Борьба за власть может быть очень жестокая и далеко не в законном русле. Потому что в предыдущие годы все легальные партии, которые могли составлять конкуренцию нынешнему президенту, с политического поля фактически зачищены. Вот и остается для противников нынешнего президента только одна возможность – задействовать какие-то насильственные методы», - отметил он.
По его словам, недавно происходившие волнения в Ереване – это первые звоночки. Возможно, парламентские выборы будут сопровождаться весьма драматическим сценарием. Поэтому здесь власти важно такого сценария избежать, чтобы не допустить потрясений и внутриполитической дестабилизации.
В связи с этим назначение Карена Карапетяна на пост премьер-министра является вполне симптоматичным явлением. «Его привлекли к «спасению» Армении в крайне тяжелый для республики период социально-экономических и политических волнений и перехода страны от президентской формы правления к парламентской. Считается, что соответствующие конституционные изменения Серж Саргсян «протащил» под себя, поскольку по закону он уже не может баллотироваться на третий президентский срок и подготовил себе новое «первое место», которое сейчас, в переходный период, занял Карапетян. На него, если республика снова станет «майданить», легко будет списать все неудачи», - отмечает Ирина Джорбенадзе, передает rosbalt.ru.
Но это - с одной стороны. С другой - избавиться от Карена Карапетяна и стать премьером в парламентской республике может оказаться сложной задачей, поскольку назначение на этот пост высокопоставленного газпромовского чиновника не могло состояться без, как минимум, консультаций с Москвой. «И теперь, если российские власти увидят в Карапетяне не временного кадра, а именно то первое лицо, какое они желают иметь в Армении, непременно поднимется новая буча – в большей степени межклановая, чем политическая. Впрочем, в Армении одно завязано на другом»,- отмечает издание.
Хотя вполне вероятно, что Карапетяна готовят к роли президента, то есть не первого лица Армении, однако наделенного «особыми полномочиями». В общем, пока Армения живет в режиме ожидания, которое скорее можно определить как тревожное, а не оптимистическое.