«Приветствую быстрое развертывание мониторинговой миссии в Армении вдоль ее международной границы с Азербайджаном», - написал в своем твиттере председатель Евросовета Шарль Мишель. Себя он по праву может назвать одним из архитекторов этой инициативы. Она была одобрена 6 октября в ходе четырехсторонней встречи в Праге, в которой вместе с Мишелем принимали участие президенты Франции и Азербайджана, а также премьер-министр Армении.
Тему раскрывает ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов для телеграм-канала Bunin & Co.
"И вот уже 17 октября Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель констатировал, что миссия ЕС уже в ближайшее время начнет свою деятельность. В этот день главы МИД стран-членов Евросоюза официально утвердили 40 гражданских наблюдателей, которые призваны в течение двух месяцев способствовать укреплению доверия между Баку и Ереваном, а также оказать практическое содействие в вопросе демаркации и делимитации госграницы между двумя кавказскими республиками. Как они справятся с этой задачей за два месяца, если на протяжении нескольких десятилетий проблема доверия не решалась, как и не было существенных подвижек в вопросе об определении межгосударственных рубежей? Риторический вопрос. Но в контексте активизации ЕС в деле переговоров об урегулировании застарелого этнополитического конфликта на Кавказе становится более или менее очевидно: Брюссель хотел бы форсировать мирный процесс. И предстать в образе более эффективного модератора, чем Россия.
Хотят ли того первые лица «единой Европы» или нет, но по факту мы будем наблюдать определенную конкуренцию миротворческих миссий- военной российской в Нагорном Карабахе и гражданской европейской на армяно-азербайджанском пограничье. Москва крайне ревностно следит за всеми движениями рук в Брюсселе. Активность европейцев видится, как попытка вытеснения России из мирного процесса. После фактической заморозки формата Минской группы ОБСЕ эта версия не далека от истины. Брюссель стремится добиться собственной «истории успеха», показав слабость и уязвимость позиций Москвы. Однако есть ряд нюансов, на которые стоило бы обратить внимание.
Вне зависимости от действий и намерений ЕС Баку и Ереван заинтересованы в изменении формата, при которой роль России носит эксклюзивный характер. При этом такой интерес исходит из диаметрально противоположных позиций. В Азербайджане опасаются того, что Москва «заморозит» конфликт на неопределенный период и не даст сорвать полный банк после военного успеха во второй карабахской войне. В Армении же боятся, что Россия, будучи заинтересована в Турции, как в «окне» во внешний мир, проявит излишнюю уступчивость. И не ради Еревана, а скорее, в пользу Анкары и Баку. Отсюда, стремление хеджировать риски.
Но активизация ЕС- не синоним того, что у европейских дипломатов все пойдет, как по маслу. Одно дело провозглашать правильные идеи, а совсем другое «в поле» столкнуться со сложными реалиями, не имея опыта и знаний, сопоставимых с российскими. Речь идет именно о конкретном армяно-азербайджанском кейсе. И здесь одной риторикой о ценностях не обойдешься", - написал Сергей Маркедонов.